Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Применение корпусных технологий при формировании лексико-грамматических навыков на немецком языке

Применение корпусных технологий при формировании лексико-грамматических навыков на немецком языке

Введение. Внедрение в учебный процесс информационных технологий является неотъемлемой частью успешной работы преподавателя и достижения целей обучения, поэтому обращение к корпусам текстов и корпусным технологиям как к средству поддержки обучения иностранному языку является одним из актуальных направлений совершенствования методики преподавания. Цель исследования заключается в апробации методики формирования лексико-грамматических навыков студентов на немецком языке на основе корпусных технологий.

Материалы и методы. В качестве аутентичных источников для составления комплекса заданий использовались такие корпусы немецкого языка, как Лейпцигский корпус современного немецкого языка (Wortschatz Universität Leipzig) и корпус немецкого языка DWDS (Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache). В том числе применялась обеспечивающая статистическую обработку текстов программа QuAX-DaF (Quantitative Analyse von TeXten für Deutsch als Fremdsprache). В исследовании приняло участие 60 студентов 3-4 курсов Казанского федерального университета, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (бакалавриат). Для установления статистически достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами использовался критерий t-Стьюдента.

Результаты исследования. В результате исследования создан и внедрен в образовательный процесс комплекс заданий на формирование лексико-грамматических навыков. Проведенный педагогический эксперимент подтверждает эффективность включения корпусных технологий при формировании лексико-грамматических навыков студентов (t = 1,11; p≤0,05). После занятий с использованием материалов, включающих работу с конкордансом, построение лексического / коллокационного профиля слова с последующим составлением тематического словаря, число студентов с высоким уровнем сформированности лексико-грамматических навыков увеличилось на 6%, со средним – улучшилось на 7% а с низким – уменьшилось на 13%.

Выводы. Результаты исследования вносят вклад в развитие корпусной лингводидактики, комплекс разработанных заданий может стать стимулом для более интенсивного применения корпусных технологий при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: корпусные технологии, лексико-грамматический навык, немецкий язык, корпусно-ориентированное обучение

Ссылка для цитирования: Мухамадьярова А. Ф. Применение корпусных технологий при формировании лексико-грамматических навыков на немецком языке // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 247-259. doi: 10.32744/pse.2021.5.17

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторе:

Мухамадьярова Альбина Фанилевна (Россия, г. Казань) - Кандидат филологических наук, доцент. Казанский федеральный университет. E-mail: liliana_muhamad@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6918-9209. Scopus Author ID: 57184378600. ReseacherID: E-1038-2015

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: