Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса физического воспитания детей 5-6 лет на основе разработки добротных количественных критериев педагогического контроля за уровнем развития двигательных способностей.
Цель статьи – выявить особенности развития общей и силовой выносливости мальчиков и девочек 5-6 лет и обосновать нормативы их оценки.
Материалы и методы. Исследование проводили с участием здоровых детей 5-6 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к посещению занятий по физическому воспитанию. Объем выборочной совокупности превысил 1600 дошкольников рассматриваемой возрастной группы. Методы исследования включали: тестирование двигательной подготовленности и математико-статистическую обработку полученных данных. Статистическую значимость различий определяли по t-критерию Стьюдента для независимых выборок и F-критерию Фишера.
Результаты. В исследовании получена обширная информация о двигательной подготовленности дошкольников. Установлено, что дети 5-6 лет статистически значимо уступают дошкольниками 6-7 лет по уровню развития общей (t=9,57; p<0,001) и силовой (t=27,11; p<0,001) выносливости. Выявлены также особенности двигательной подготовленности детей 5-6 лет, обусловленные их половой принадлежностью. Сравнение средних значений показателя общей выносливости позволило установить, что мальчики статистически значимо (t=2,65; p<0,01) превосходят девочек. Выявлено также, что результаты выполнения теста «поднимание туловища» у них отличаются более существенной (F=1,36; p<0,01) вариативностью. С учетом полученных результатов для диагностики общей и силовой выносливости обоснованы современные, релевантные и репрезентативные сопоставительные нормативы. На основе стандартной шкалы по величине показателей общей и силовой выносливости выделены 5 градаций оценок, характеризующих низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни развития.
Заключение. Разработанные нормативы позволяют объективно оценивать динамику развития общей и силовой выносливости у мальчиков и девочек 5-6 лет в процессе занятий по физическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях. Они могут быть использованы в качестве средства педагогического контроля за уровнем развития двигательных способностей дошкольников рассматриваемой возрастной группы.
Ключевые слова: двигательные способности, общая и силовая выносливость, возрастные и половые особенности развития, нормативы оценки
Ссылка для цитирования: Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Кесель С. А. Обоснование сопоставительных нормативов оценки показателей общей и силовой выносливости дошкольников 5-6 лет // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 277-288. doi: 10.32744/pse.2021.5.19

Информация об авторах:
Криволапчук Игорь Альлерович (Российская Федерация, Москва) - Доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» | Профессор. Государственный университет управления. E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8628-6924 Чернова Мария Борисовна (Российская Федерация, Москва) - Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». E-mail: mashacernova@mail.ru. ОRCID ID: 0000-0002-1253-9842. Scopus Author ID: 55241336100 Кесель Сергей Антонович (Беларусь, Гродно) - Доцент кафедры спортивных дисциплин. Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». E-mail: srigopal.nrs@mail.ru. ОRCID ID: 0000-0003-4226-3581