Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза

Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза

Актуальность предпринятого исследования определяется необходимостью поиска и определения новых подходов к организации профессионального обучения будущих педагогов в вузах, своевременной корректировки мотивационно-ценностных аспектов образовательного процесса в высшей школе с учетом трендов и вызовов VUCA-мира.

Цель исследования: выявить основные мотивационно-ценностные представления и предпочтения студентов – будущих педагогов относительно: а) выбора профессии школьного учителя и его основных профессионально необходимых качеств; б) личностных параметров педагога высшей школы, обучающего студентов.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования применяются: анкетирование 143 студентов Вятского государственного университета с применением облачных технологий (Google-формы); метод шкалирования данных эмпирического массива; интерпретационный метод. Методологической основой выступают идеи авторитетных педагогов о полимотивированности и ценностных аспектах педагогической деятельности; о личностно-ориентированном и субъектном подходах к взаимодействию со студентами – будущими педагогами в процессе их профессионального обучения в вузе; теория поколений У. Штрауса и Н. Хоува.

Результаты исследования. Получены данные о приоритетных аспектах полимотивированности будущих педагогов относительно выбора профессии учителя: «любовь к детям» (54,9%); познавательные предметные мотивы (от 40 до 50%); социально-гражданские мотивы (48%); овладения педагогической коммуникацией (до 33%); влияния институционального и межличностного механизмов социализации в вопросах профориентационного выбора (30%). Зафиксированы факты, подтверждающие отсутствие достойного материального вознаграждения за труд педагога и его относительную трудность; невысокую долю профессионального выбора студентов, сделанного под влиянием родителей (почти 5%); невысокий процент среди студентов – будущих педагогов – представителей педагогических династий. Каждый пятый респондент считает профессию педагога перспективной и престижной.

Научная новизна исследования представлена установлением и фиксированием педагогических фактов, позволяющих обнаружить тенденции в развитии поля мотиваций будущих учителей на выбор профессии, ценностных оснований и представлений об идеале современного учителя общеобразовательной школы и вузовского преподавателя.

Ключевые слова: мотивы выбора профессии учителя, студенты-бакалавры педагогического направления подготовки, идеал современного учителя, профессионально-личностные качества, педагог высшей школы

Ссылка для цитирования: Коршунова О. В., Береснева Л. Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 154-177. doi: 10.32744/pse.2021.5.11

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Коршунова Ольга Витальевна (Россия, Киров) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Вятский государственный университет. E-mail: okorchun@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2693-0305. Scopus Author ID: 57103464100. ReseacherID: D-4048-2017

Береснева Лариса Николаевна (Россия, Киров) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. Вятский государственный университет. E-mail: kirovlara@mаil.ru. ORCID ID: 0000-0002-8074-6704

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: