Проблема и цель. Цифровая трансформация – ключевой тренд экономического развития. Вместе с тем Россия все еще отстает от стран, лидирующих по темпам цифровизации. В числе сдерживающих факторов недостаточный уровень развития соответствующих навыков. Учитывая, что не позднее 2025 г. удельный вес представителей поколения Z (родившиеся в 1996 г. и позже) составит до 25 % рабочей силы, для устранения разрыва уже сегодня необходимо активно формировать у представителей молодого поколения компетенции, соответствующие требованиям диджитал экономики.
Цель исследования состоит в оценке вклада российской системы высшего образования в воспроизводство ювенального потенциала экономики в условиях ее цифровой трансформации, выявлении сдерживающих факторов и разработке базовых рекомендаций, направленных на их устранение.
Материалы и методы. Исследование основано на использовании экономико-математических методов, в том числе факторного, корреляционно-регрессионного анализа. Изучены динамические ряды показателей, характеризующих состояние исследуемой сферы в 2001–2019 гг. Для аналитической обработки массива данных использованы программные возможности пакета Statistica.
Результаты исследования. Разработана авторская система индикаторов, позволяющая оценить роль и возможности системы высшего образования для воспроизводства ювенального потенциала цифровой экономики – 18 показателей, характеризующих финансовый и материально-технический, интеллектуальный, образовательный потенциалы, охват молодежи программами высшего образования, результативность системы высшего образования. Математически обоснована формула расчета интегрального показателя ювенального потенциала. Моделирование зависимости интегрального показателя от совокупности влияющих факторов показало, что при увеличении численности профессорско-преподавательского персонала на 1 сигму интегральный показатель ювенального потенциала в среднем увеличится на 1,758 сигм при закреплении других экзогенных переменных на неизменном среднем уровне; при увеличении числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 1000 студентов на 1 сигму интегральный показатель ювенального потенциала в среднем увеличится на 1,078 сигм при закреплении других экзогенных переменных на неизменном среднем уровне.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование показало, что для формирования ювенального потенциала цифровой экономики РФ необходимо развивать кадровый потенциал высшей школы и ее цифровую среду. Для решения обозначенных задач разработана система мероприятий.
Ключевые слова: цифровая трансформация экономики, производительные силы, инновационный потенциал вуза, цифровая трансформация высшего образования, ювенальный потенциал
Ссылка для цитирования: Илякова И. Е., Глухова Т. В., Моисеева И. В. Оценка роли и возможностей российской системы высшего образования в сфере воспроизводства ювенального потенциала цифровой экономики // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 80-94. doi: 10.32744/pse.2021.5.6

Информация об авторах:
Илякова Ирина Евгеньевна (Российская Федерация, г. Саранск) - Доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. E-mail: sygirina1@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-9975-642X. ResearcherID: AAM-9463-2020 Глухова Татьяна Васильевна (Российская Федерация, г. Саранск) - Доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. E-mail: asptg2004@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1487-8530. Researcher ID: AAV-6645-2021 Моисеева Ирина Владимировна (Российская Федерация, г. Саранск) - Старший преподаватель кафедры теоретической экономики и экономической безопасности. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. E-mail: moira-22@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2034-5703. Researcher ID: AAV-5336-2021