Введение. Актуальность исследования обусловлена противоречием между наличием общих стратегических задач развития образования в российской Арктике и региональными различиями в достижении планируемых стратегических результатов, что свидетельствует о фактическом отсутствии координации образовательной политики арктических субъектов Российской Федерации. Выполнение этих задач требует определенного научного обоснования, а значит, предполагает изучение общей специфики систем образования арктических регионов и общих внешних факторов, влияющих на их состояние.
Цель исследования – выявление факторов, действующих на территории российской Арктики, по характеру влияния которых системы образования арктических регионов могут быть объединены в один образовательный сегмент.
Материалы и методы. Метод Data Envelopment Analysis (DEA) использовался для оценки влияния территориальных факторов экономико-технической, демографической и информационно-коммуникационной направленности на соответствующие характеристики региональных систем образования. На основе данных Росстата, федеральных и региональных органов управления образованием был проведен сравнительный анализ качества условий функционирования систем образования арктических регионов и остальных субъектов РФ из соответствующих федеральных округов в условиях влияния внешних факторов, действующих на этих территориях.
Результаты исследования. Системы образования арктических регионов более однородны при влиянии экономико-технического (коэффициент вариации не превышает 0,17) и демографического (коэффициент вариации равен 0,26) факторов, чем остальные региональные системы образования федеральных округов. Также арктические регионы показывают более высокую эффективность функционирования систем образования (значение эффективности для первой группы факторов – 0,99; для второй – 0,89). Гораздо более дифференцированно эти системы реагируют на действие фактора информационно-коммуникационной направленности – с его влиянием они справляются с разной степенью эффективности (среднее значение эффективности – 0,66; коэффициент вариации достигает 0,39).
Обсуждение и заключение. Актуализировано и теоретически обоснованно понятие территориального образовательного сегмента как совокупности географически близких региональных систем образования, обладающих общими особенностями, проблемами и историей развития, а также испытывающих влияние общей группы факторов соответствующей территории. Выявлен и эмпирически обоснован общий характер влияния экономико-технического и демографического факторов, подтвердивший наличие не только внешних (общие стратегические задачи развития образования в российской Арктике), но и внутренних оснований для объединения арктических систем образования в единый территориальный образовательный сегмент.
Ключевые слова: системы образования арктических регионов, территориальный образовательный сегмент, арктический образовательный сегмент, анализ среды функционирования, граница эффективности, оценка условий функционирования региональных систем образования
Ссылка для цитирования: Левитес Д. Г., Пунанцев А. А. Территориальный образовательный сегмент как объект оценки условий функционирования региональных систем образования // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 577-593. doi: 10.32744/pse.2021.4.38

Информация об авторах:
Левитес Дмитрий Григорьевич (Россия, г. Мурманск) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Мурманский арктический государственный университет. E-mail: levites@inbox.ru. Researcher ID: W-2488-2018 Пунанцев Артем Алексеевич (Россия, г. Мурманск) - Аспирант, стажер-исследователь кафедры педагогики. Мурманский арктический государственный университет. E-mail: punancevartem51@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-5498-563X. Scopus ID: 57219207451. Researcher ID: AAK-2596-2021