Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Территориальный образовательный сегмент как объект оценки условий функционирования региональных систем образования

Территориальный образовательный сегмент как объект оценки условий функционирования региональных систем образования

Введение. Актуальность исследования обусловлена противоречием между наличием общих стратегических задач развития образования в российской Арктике и региональными различиями в достижении планируемых стратегических результатов, что свидетельствует о фактическом отсутствии координации образовательной политики арктических субъектов Российской Федерации. Выполнение этих задач требует определенного научного обоснования, а значит, предполагает изучение общей специфики систем образования арктических регионов и общих внешних факторов, влияющих на их состояние.

Цель исследования – выявление факторов, действующих на территории российской Арктики, по характеру влияния которых системы образования арктических регионов могут быть объединены в один образовательный сегмент.

Материалы и методы. Метод Data Envelopment Analysis (DEA) использовался для оценки влияния территориальных факторов экономико-технической, демографической и информационно-коммуникационной направленности на соответствующие характеристики региональных систем образования. На основе данных Росстата, федеральных и региональных органов управления образованием был проведен сравнительный анализ качества условий функционирования систем образования арктических регионов и остальных субъектов РФ из соответствующих федеральных округов в условиях влияния внешних факторов, действующих на этих территориях.

Результаты исследования. Системы образования арктических регионов более однородны при влиянии экономико-технического (коэффициент вариации не превышает 0,17) и демографического (коэффициент вариации равен 0,26) факторов, чем остальные региональные системы образования федеральных округов. Также арктические регионы показывают более высокую эффективность функционирования систем образования (значение эффективности для первой группы факторов – 0,99; для второй – 0,89). Гораздо более дифференцированно эти системы реагируют на действие фактора информационно-коммуникационной направленности – с его влиянием они справляются с разной степенью эффективности (среднее значение эффективности – 0,66; коэффициент вариации достигает 0,39).

Обсуждение и заключение. Актуализировано и теоретически обоснованно понятие территориального образовательного сегмента как совокупности географически близких региональных систем образования, обладающих общими особенностями, проблемами и историей развития, а также испытывающих влияние общей группы факторов соответствующей территории. Выявлен и эмпирически обоснован общий характер влияния экономико-технического и демографического факторов, подтвердивший наличие не только внешних (общие стратегические задачи развития образования в российской Арктике), но и внутренних оснований для объединения арктических систем образования в единый территориальный образовательный сегмент.

Ключевые слова: системы образования арктических регионов, территориальный образовательный сегмент, арктический образовательный сегмент, анализ среды функционирования, граница эффективности, оценка условий функционирования региональных систем образования

Ссылка для цитирования: Левитес Д. Г., Пунанцев А. А. Территориальный образовательный сегмент как объект оценки условий функционирования региональных систем образования // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 577-593. doi: 10.32744/pse.2021.4.38

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Левитес Дмитрий Григорьевич (Россия, г. Мурманск) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Мурманский арктический государственный университет. E-mail: levites@inbox.ru. Researcher ID: W-2488-2018

Пунанцев Артем Алексеевич (Россия, г. Мурманск) - Аспирант, стажер-исследователь кафедры педагогики. Мурманский арктический государственный университет. E-mail: punancevartem51@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-5498-563X. Scopus ID: 57219207451. Researcher ID: AAK-2596-2021

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: