Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Изменение условий труда педагогических работников высшей школы: правовые аспекты

Изменение условий труда педагогических работников высшей школы: правовые аспекты

Введение. Условия труда педагогических работников высшей школы не являются статичными, поскольку отражают изменения, происходящие во внешнем мире. Увеличение роли информатизации, ускорение потока получения информации, изменение информационного поля, введение наукометрических показателей, признание влияние стресса в период трудовой деятельности на здоровье работника – все это сопровождает трудовую деятельность педагогов. Анализ данных явлений позволяет выделить три больших группы условий труда педагогов высшей школы, которые на сегодняшний день претерпевают изменения, обозначить предпосылки их возникновения и сформулировать их последствия для всего образовательного процесса.

Цель исследования состояла в проведении комплексного анализа условий труда педагогов высшей школы, которые на сегодняшний день претерпевают изменения.

Методы и методология. В работе использована методология комплексного исследования, включая методы анализа документов, сравнительного анализа, вторичного использования социологических, экономических и медицинских данных.

Результаты проведенного исследования показывают, что цифровизация профессионального образования, в том числе высшего образования, осуществляется в иных условиях, нежели цифровизация школ, что приводит к возникновению новой парадигмы взаимодействия педагогов высшей школы и обучающихся. В результате исследований подтверждается отсутствие централизованного получения навыков использования цифровых технологий педагогами: 45% респондентов осуществляют повышение квалификации самостоятельно, 41% – с помощью онлайн-площадок, 31% – просят помощи у коллег своего учебного заведения, 30% – обмениваются опытом с коллегами из других профессиональных учреждений. В условиях отсутствия законодательного регулирования вопроса освоения педагогами высших школ новых цифровых компетенций предлагаются пути решения данного вопроса.

Результаты исследований показали, что выполнение требований к научной продуктивности педагогов является одним из главных источников стресса на рабочем месте (40% респондентов). Сделан вывод о том, что для достижения качественных показателей в сфере научной активности, в целях предотвращения оппортунистического поведения педагогов вузам необходимо разрабатывать инструменты внутренней мотивации. Представляется, что комплексный подход к регулированию эмоционального выгорания педагогов можно было бы применить и в отношении минимизации рисков появления профессионального выгорания, то есть принимать акты правового регулирования на федеральном и локальном уровнях в целях профилактики профессионального выгорания.

Ключевые слова: педагоги, цифровизация образования, цифровые компетенции, психоэмоциональное выгорание, дистанционная работа, наукометрические показатели, охрана труда

Ссылка для цитирования: Головина С. Ю., Щербакова О. В. Изменение условий труда педагогических работников высшей школы: правовые аспекты // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 547-565. doi: 10.32744/pse.2021.4.36

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Головина Светлана Юрьевна (Российская Федерация, Екатеринбург) - Профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой трудового права. Уральский государственный юридический университет. E-mail: golovina.s@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0003-0975-3861

Щербакова Олеся Васильевна (Российская Федерация, Екатеринбург) - Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права. Уральский государственный юридический университет. E-mail: sm-light@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3111-257X. ResearcherID: AAS-1653-2020

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: