Введение. Научно-методическое исследование вопросов гражданско-патриотического воспитания молодежи определяются недостаточностью используемых описательных оценок результатов воспитательной работы и необходимостью определения возможностей квантитативных подходов в измерении результативности воспитательного процесса.
Материалы и методы. Метод моделирования структурными уравнениями (Structural Equation Modeling) использовался для исследования данных, полученных в результате контент-анализа эссе, представленных на конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Указанные эссе понимались как нарратив, т.е. художественный текст, сочетающий описание и объяснение событий, поступков в жизни человека. Метод контент-анализа и SEM-модели нарративов, которые использовались для обработки и представления информации, оригинальны и являются объектом интеллектуальной собственности авторов.
Результаты. Представлена объективная оценка результата воспитательной работы с молодежью в контексте педагогической профессии. Обнаружена статистически значимая связь воспитательных результатов «Патриотизм» и «Гражданская идентичность», идентифицирован наиболее значимый воспитательный результат – «Гражданская идентичность» и наименее значимый – «Субъективная оценка», выявлена связь воспитательных результатов «Профессиональная деятельность» и «Гражданская идентичность». Доказана высокая эффективность использования конкурса для формирования гражданской идентичности участников и недостаточная – для формирования умения формулировать собственную (субъективную) оценку; воспитательная работа по формированию патриотических чувств одновременно позволяет формировать гражданскую идентичность учащихся и наоборот; необходимо вести целенаправленную воспитательную работу по формированию гражданской идентичности в профессиональная деятельности педагога.
Заключение. Конкурсное мероприятие «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» явилось эффективным инструментом сохранения исторической памяти и патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, подвиг учителя, Великая Отечественная война, коммеморативные практики, гражданская идентичность, персонализация исторических знаний, контент-анализ, структура нарратива, моделирование структурными уравнениями
Ссылка для цитирования: Чикова О. А., Шахнович И. С., Попп И. А. Оценка эффективности конкурсных воспитательных мероприятий: анализ опыта использования методологии моделирования структурными уравнениями // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 448-460. doi: 10.32744/pse.2021.4.30

Информация об авторах:
Чикова Ольга Анатольевна (Россия, Екатеринбург) - Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник научно-образовательного центра инновационной деятельности. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: chik63@mail.ru Шахнович Илья Семёнович (Россия, Екатеринбург) - Аналитик 1 категории центра культурно-образовательных проектов. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: uralstud@yandex.ru Попп Иван Александрович (Россия, Екатеринбург) - Доцент, кандидат исторических наук, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: popp82@mail.ru