Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Видеоигры как экранно-интерактивная платформа исторического медиапросвещения: образовательный потенциал и риски политизации

Видеоигры как экранно-интерактивная платформа исторического медиапросвещения: образовательный потенциал и риски политизации

Среди разновидностей экранной культуры с начала XXI в. особую популярность и массовое распространение стали приобретать видеоигры. Они обладают уникальными интерактивно-процедурными качествами, которые в совокупности с традиционной грамматикой экранной нарративности, создают оригинальный комплекс риторических приемов, эффективно воздействующих на массовое общественное сознание. В свою очередь сюжет и визуальный дизайн видеоигр зачастую базируется на исторических нарративах, становясь платформой для виртуально-интерактивной реконструкции истории. Цель исследования – анализ экранного феномена видеоигр в качестве инновационной платформы исторического медиапросвещения, с выявлением его образовательного потенциала и рисков политического искажения истории.

Методологической основой работы являются культурно-цивилизационный, диалектический и исторический подходы, а также структурно-функциональный анализ, компаративно-политологический подход и системный метод.

Проведенное исследование позволило выявить широкий спектр исторических видеоигр и классифицировать модальности реализации в них исторической тематики с ее общеобразовательным потенциалом. Кроме того, определен принципиальный деконструктивный характер актуализации исторического метанарратива в процедурно-интерактивной архитектонике видеоигр. Наконец, были раскрыты три основных стратегии искажения и фальсификации истории в видеоиграх: 1) непосредственные искажения фактуры сюжетного нарратива; 2) фигуры умолчания; 3) программные манипуляции с игровыми правилами.
По итогам исследования было раскрыто, что практически каждая значимая культурно-историческая эпоха, с акцентуацией на военно-батальных сюжетах, имеет свое отражение в видеоигровом формате. Данные игровые проекты имеют серьезный общеобразовательный потенциал, процедурно погружая геймера в контекст основных исторических фактов, культурной эстетики эпохи и внутренних детерминант исторической динамики. В то же время, установлена постмодернистская сущность видеоигр, что создает угрозу инвариавности восприятия истории, латентно поощряя интенции к ее переписыванию. Другие риски содержатся в выявленных примерах политизации исторического нарратива видеоигр, которые конкретизируются в тенденции к принижению роли России на международной арене и европоцентристской ценностной акцентуации.

Ключевые слова: видеоигры, образование, история, просвещение, экранная культура, исторические видеоигры, политизация истории

Ссылка для цитирования: Беляев Д. А., Беляева У. П. Видеоигры как экранно-интерактивная платформа исторического медиапросвещения: образовательный потенциал и риски политизации // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 478-491. doi: 10.32744/pse.2021.4.32

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Беляев Дмитрий Анатольевич (Россия, г. Липецк) - Доцент, доктор философских наук, профессор кафедры философии, политологии и теологии. Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. E-mail: dm.a.belyaev@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-8062-1039. Scopus Author ID: 57211658682. ResearcherID: F-8467-2018

Беляева Ульяна Павловна (Россия, г. Липецк) - Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, политологии и теологии. Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. E-mail: Ulyana-sin@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3057-537X. ResearcherID: M-1018-2015

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: