Перспективы науки и образования

Главная » Коррекционная педагогика » Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе технического вуза при обучении студентов с нарушением слуха

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе технического вуза при обучении студентов с нарушением слуха

Введение. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе открывает новые возможности для индивидуализации обучения различных категорий студентов при условии учета особенностей когнитивных характеристик познания отдельных категорий студентов, в частности глухих и слабослышащих студентов. Цель исследования заключается в разработке научной основы использования различных источников информации для эффективного преподавания дисциплин в техническом вузе, в том числе и для обучения студентов с нарушением слуха.

Методология и методы. Представленные результаты исследования получены с использованием стандартных и адаптированных методик (адаптированная методика «10 слов», таблицы Шульте, стандартизованной методики исследования навыка чтения), анкетирования, анализа письменных работ на основе разработанных критериев. В серии экспериментов приняли участие студенты инженерных специальностей ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»: в экспериментах с использованием адаптированной методики «10 слов» и таблиц Шульте участвовали 98 студентов (из них 19 – с нарушением слуха); для анализа письменных навыков были использованы работы 116 студентов (из них 27 – с нарушением слуха); в экспериментах по изучению навыков чтения приняли участие 12 студентов с нарушением слуха.

Результаты. Для кратковременной памяти и для студентов с нарушением слуха, и для студентов с нормой здоровья результаты оказались лучше при демонстрации слов с экрана электронной доски, чем с печатных источников (студенты с нормой здоровья: электронная доска – 7,24 слова с бумажного источника – 6,39; глухие и слабослышащие: 6,2 и 5,8 соответственно). По результатам адаптированного теста на внимательность (таблицы Шульте), данный показатель в среднем лучше при работе с таблицами в бумажной форме, при этом, tэмп находится в зоне неопределенности (по t критерию Стьюдента, tкр=1.97 (ρ≤0,05), tкр=2.61(ρ≤0,01), tэмп = 2.3). Что касается мониторинга письменных навыков, получены качественные результаты: для слабослышащих студентов основным критерием мониторинга является эмоциональность, также наблюдаются визуальные особенности расположения предложений в тексте. Что касается навыков чтения, глухие и слабослышащие студенты в целом лучше справились с выбором ключевых слов и аннотированием при работе с текстом на бумаге (tкр=2.07 (ρ≤0,05), tкр=2.82(ρ≤0,01), t эмп = 2.4). Большинство слабослышащих и глухих студентов не справляются с заданием на чтение текстов порядка 230 – 250 слов за время, ограниченное 2-3 минутами.

Научная новизна. Анализ результатов данных экспериментов позволит уточнить особенности влияния использования различных источников информации на когнитивные процессы восприятия, запоминания и обработки информации в рамках обучения студентов с инвалидностью по слуху.

Практическая значимость. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что в процессе обучения рекомендуется комбинировать источники информации на разных носителях.

Ключевые слова: электронные и бумажные источники информации, краткосрочная память, внимательность, навыки чтения и письма, студенты с нарушением слуха

Ссылка для цитирования: Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В., Жуйкова О. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе технического вуза при обучении студентов с нарушением слуха // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 418-435. doi: 10.32744/pse.2021.4.28

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Красавина Юлия Витальевна (Россия, г. Ижевск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональная педагогика», директор Центра инклюзивного обучения. Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова. E-mail: juliadamask@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-9250-7631. ResearcherID: L-2753-2016. Scopus Author ID: 57202914383

Пономаренко Екатерина Петровна (Россия, г. Ижевск) - старший преподаватель кафедры «Английский язык», ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова». E-mail: catpep@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8764-8998. ResearcherID: ABH-6937-2020

Серебрякова Юлия Вадимовна (Россия, г. Ижевск) - Доцент, кандидат культурологии, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Ижевский институт (филиал). Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). E-mail: julia_serebro@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2229-8963

Жуйкова Ольга Викторовна (Россия, г. Ижевск) - Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы». Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова. E-mail: zhuykovaolga2012@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-0609-0217. ResearcherID: T-5427-2017

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: