Введение. Метапознание важно для развития навыков клинического мышления. Метакогнитивные навыки широко рассматриваются как важные для врачей, но они редко формируются и оцениваются в высшей медицинской школеДля решения данной проблемы необходимо определить как изменяются когнитивные, регулятивные и рефлексивные показатели метакогнитивной осведомленности у врачей на протяжении всей профессиональной деятельности. Цель работы – исследование метакогнитивной осведомленности врачей на разных этапах профессионального образования.
Методы. В исследовании приняли участие студенты 1 курса лечебного факультета (N=48), ординаторы (N=44), и врачи, обучающиеся на циклах повышения квалификации (N=34) Ярославского государственного медицинского университета. Для изучения когнитивных, регулятивных и рефлексивных показателей метакогнитивной осведомленности использовали методики: “Опросник метакогнитивной осведомленности в учебной деятельности – Metacognitive Awareness Inventory (Г. Шроу, Р. Деннисон, адаптация Е.Ю. Савина, А.Е. Фомина)”. “Оценка метакогогнитивных знаний и метакогнитивной активности” (Ю.В. Пошехонова, М.М. Кашапов) “Методика уровня выраженности и направленности рефлексии” (М. Грант).
Результаты исследования. Выявлены достоверные различия показателей метакогнитивной осведомленности на начальном и завершающем этапах высшего образования (U=800,0, p≤0,05). По итогам исследования обнаружено, что чем выше этап высшего профессионального образования, тем выше способность управлять информацией (U=783,0, p≤0,05), выбирать главные идеи (U=800,0, p≤0,05) и контролировать ошибки (U=790,0, p≤0,05). Также более выражены показатели социорефлексии (U=702,5, p≤0,01).
Врачи, обучающиеся на курсах повышения квалификации, имеют высокий уровень метапознания. Обнаружены достоверные различия по показателям: метакогнитивные знания (U=309,5, p≤0,001), метакогнитивная активность (U=295,5, p≤0,001), концентрация (U=417,5, p≤0,001), приобретение информации (U=275,5, p≤0,001), выбор главных идей (U=528,5, p≤0,05), и управление временем (U=338,0, p≤0,001). Отсутствуют достоверные различия рефлексивного компонента метакогнитивной осведомленности врачей на этапе дополнительного профессионального образования и завершающем этапе высшего образования.
Заключение. Все показатели метакогнитивной осведомленности у врачей формируются на этапе получения высшего образования. Рефлексивный компонент метакогнитивной осведомленности помогает адаптироваться к изменяющимся условиям получения дополнительного профессионального образования. Метакогнитивная осведомленность, с помощью которой врачи осознают свои собственные мысли и используют оптимальные способы решения проблемных ситуаций, позволяют справляться с трудностями в процессе обучения и в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: метакогнитивная осведомленность, метакогнитивные знания, метакогнитивная активность, саморефлексия, социорефлексия
Ссылка для цитирования: Кашапов М. М., Базанова Г. Ю. Сравнение показателей метакогнитивной осведомленности врачей на разных этапах образования // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 392-403. doi: 10.32744/pse.2021.4.26

Информация об авторах:
Кашапов Мергаляс Мергалимович (Россия, Ярославль) - Доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии. ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова». E-mail: smk007@bk.ru. ORCID ID: 0000-0003-1968-090X Базанова Галина Юрьевна (Россия, Ярославль) - Младший научный сотрудник НОЦ “Системогенез профессиональной и учебной деятельности”. ФГБОУ ВО Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. E-mail: g5301@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0001-8454-0351