Перспективы науки и образования

Главная » Information » Использование этических заданий как средства развития социокультурной идентичности младших школьников

Использование этических заданий как средства развития социокультурной идентичности младших школьников

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью включения ребенка младшего школьного возраста в позитивные реальные социально обусловленные отношения, с целью предупреждения распространенного социокультурного инфантилизма, деформации социальных интересов детей. Целью данной работы является анализ особенностей этических заданий как гуманистического компонента человековедческого характера в образовательном процессе начальной школы, и установление влияния этических заданий на развитие социокультурной идентичности младших школьников.

Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования, авторы осуществили диагностику социокультурной идентичности личности у 580 обучающихся 2-4 классов в ходе аудиторных занятий. Параметры и характеристики изучались у респондентов с использованием комплекса валидных диагностических методик: методика «Незаконченных предложений» Н.Е. Щурковой, методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков, Т.А. Огнева), методика «Наши отношения» (Л.М. Фридман). Достоверность полученных данных проверялась с помощью метода Стьюдента.

Результаты исследования. Cодержание пополнялось за счет этических ценностей, проблем, усиливалась его аксиологическая и социальная направленность, включались задания, вопросы, ситуации, формирующие гуманистическое мировоззрение и социокультурную направленность личности школьника. На основе сравнительно-сопоставительного анализа эмпирических данных, статистического анализа установлена положительная динамика и увеличение значений показателей по когнитивно-смысловому критерию (p < 0,05); по эмоционально-ценностному критерию (р < 0,05), по деятельностному критерию (р < 0,05). Данные свидетельствуют, о позитивном приросте всех аспектов социокультурной идентичности.

Выводы. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что при непрерывном и последовательном использовании этических заданий образуются социальные и культурные состояния («становления») и закрепляются в качествах, характеристиках личности. Полученные результаты могут использоваться для обогащений учебных программ школьного образования гуманистическим компонентом, а также для проектирования долговременных междисциплинарных социальных и образовательных программ для детей и молодежи.

Ключевые слова: социокультурная идентичность, социальная ситуация, этические задания, этическая ситуация, этический вопрос, практические задания, стимуляция

Ссылка для цитирования: Самсонова Н. В., Гам А. В. Использование этических заданий как средства развития социокультурной идентичности младших школьников // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 263-279. doi: 10.32744/pse.2021.4.17

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Самсонова Надежда Владиславовна (Россия, г. Калининград) - Доктор педагогических наук, профессор Института образования. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. E-mail: nsamsonova@kantiana.ru. ORCID ID: 0000-0002-2734-3666

Гам Александр Владимирович (Россия, г. Омск) - Соискатель Института образования. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. E-mail: gam_av@mail.ru



Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: