Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте

Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте

Современное образование характеризуется вариативностью форм и требований, что обусловливает необходимость поиска путей эффективной академической адаптации обучающихся. Цель настоящего исследования – изучить и экспериментально подтвердить компонентную структуру академической адаптации в младшем школьном возрасте.

В исследовании приняли участие 80 младших школьников МОУ «СОШ № 59» г. Саратова (РФ) и 51 родитель. Для изучения компонентной структуры академической адаптации использовались авторские анкета и шкалы для родителей и детей, позволяющие оценить мотивационные, эмоциональные, когнитивные, коммуникативные, личностные (регулятивные), психофизиологические компоненты академической адаптации.

Получены новые научные данные о взаимосвязи мотивационного компонента академической адаптации (с когнитивным r= 0,245, при р<0,05), когнитивного (с внутренней учебной мотивацией r= 0,529, при р<0,01), личностного (с когнитивным r= 0,375, при р<0,01). Установлено, что наиболее вариативной характеристикой академической адаптации младших школьников является произвольность психических процессов (σ = 0,9).

В результате факторного анализа выделены 7 факторов академической адаптации: «Постоянство самооценки как хорошего ученика», «Ориентация на самостоятельность в учебе и общение со сверстниками», «Психофизиологическое неблагополучие», «Избегание школьных неприятностей на основе эмоциональной саморегуляции и продумывания действий в школе», «Стремление улучшить нормативное поведение в школе», «Социальная успешность в школе», «Общее эмоциональное благополучие в школе». Показано также, что в представлениях родителей психическое напряжение обучающихся является положительным фактором академической адаптации их детей, в то время как сами обучающиеся испытывают негативное влияние этого фактора на успешность их адаптации.

Результаты экспериментального исследования позволили создать научную основу для разработки технологии психолого-педагогического сопровождения академической адаптации учащихся младшего школьного возраста, способствующую успешному включению ребенка в образовательную среду.

Ключевые слова: академическая адаптация, компоненты академической адаптации, виды академической адаптации, адаптация младших школьников, оценка успешности адаптации, представления родителей об адаптации детей

Ссылка для цитирования: Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Гринина Е. С., Созонник А. В., Краснова С. В. Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 247-262. doi: 10.32744/pse.2021.4.16

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Григорьева Марина Владимировна (Россия, Саратов) - Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: grigoryevamv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2541-2186

Шамионов Раиль Мунирович (Россия, Саратов) - Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: shamionov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8358-597X

Гринина Елена Сергеевна (Россия, Саратов) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры реабилитационных технологий на базе ГАУ СО «ЦАРИ». Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. 
Чернышевского. E-mail: elena-grinina@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-8766-9668

Созонник Алексей Владимирович (Россия, Саратов) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: sznnik@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3930-2674

Краснова Светлана Владимировна (Россия, Саратов) - Педагог-психолог. Муниципальное общеобразовательногое учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением предметов» г. Саратова. E-mail: sv-krasnova@bk.ru



Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: