Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Формирование компетенции исторического комментирования у студентов – будущих учителей русского языка и литературы

Формирование компетенции исторического комментирования у студентов – будущих учителей русского языка и литературы

Введение. Актуальность исследования заключается в том, что историческое комментирование лингвистических явлений представляет собой важное средство решения задач подготовки учителей-словесников, поскольку оно позволяет объяснять современные языковые факты, понятия, закономерности при помощи установления их диахронических свойств.

Цель исследования – апробировать модель формирования компетенции исторического комментирования у студентов – будущих учителей русского языка и литературы.

Материалы и методы. Исследование проводилось с января по декабрь 2020 года на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Выборка составила 90 человек. Применись методы: сравнительно-исторического анализа памятников древнерусской письменности; экспертных оценок; методика определения формирования лингвистической компетентности студентов (Е.Н. Пискунова); математической статистики (критерий χ2-Пирсона).

Результаты исследования. В программу курсов «Старославянский язык» и «История русского литературного языка» было включено изучение и сравнительно-исторический анализ памятников древнерусской письменности. Результаты апробации модели показали статистически значимые изменения в экспериментальной группе по следующим критериям: информационно-когнитивному (χ2 = 20,3; p < 0,01), деятельностно-смысловому (χ2 = 45; p < 0,01), профессионально-коммуникативному (χ2 = 8,5; p < 0,05) и практико-ориентированному (χ2 = 21,1; p < 0,01).

Обсуждение и заключение. Сравнительный анализ результатов исследования показал, что обучение историческому синтаксису русского языка влияет на формирование компетенции исторического комментирования у студентов – будущих учителей-словесников и на уровень их подготовки. Разработанный методологический инструментарий обеспечивает анализ синтаксического поля предметных предложений старорусского языка и их историческое комментирование на основе субъекта диктума и субъекта модуса.

Ключевые слова: педагогическое образование, компетенция исторического комментирования, педагогические условия, модель формирования компетенции, студенты – будущие учителя русского языка и литературы, исторический синтаксис, синтаксическая конструкция

Ссылка для цитирования: Бударина А. О., Гущина Г. А., Торпакова Е. А. Формирование компетенции исторического комментирования у студентов – будущих учителей русского языка и литературы // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 160-174. doi: 10.32744/pse.2021.4.11

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бударина Анна Олеговна (Россия, г. Калининград) - Доктор педагогических наук, профессор, директор Института образования. ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». E-mail: ABUDARINA@kantiana.ru. ORCID ID: 0000-0001-8878-7183. Researcher ID: B-1242-2018

Гущина Галина Анатольевна (Россия, г. Калининград) - Доктор педагогических наук, доцент. Директор Ресурсного центра «Педагогическое образование» Института образования. ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». E-mail: GAGushchina@kantiana.ru. ORCID ID: 0000-0001-6264-9241

Торпакова Елена Александровна (Россия, г. Калининград) - Кандидат филологических наук, доцент Ресурсного центра «Педагогическое образование» Института образования. ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». E-mail: ETorpakova@kantiana.ru. ORCID ID: 0000-0003-4215-6364

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: