Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Актуальные проблемы педагогов в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Актуальные проблемы педагогов в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Введение. Актуальность исследования продиктована запросом времени на подготовку педагогов к решению задач обеспечения комплексной поддержки уязвимых категорий детей – детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Каждый ребенок нуждается в условиях, обеспечивающих его права и интересы в разностороннем развитии и позитивной социализации. Современному педагогу необходимо быть профессионально подготовленным к деятельности в данном направлении. Такая постановка вопроса объективно формирует необходимость изучения профессиональных затруднений и потребностей педагогов в работе с особыми категориями детей.

Цель исследования – анализ проблем и профессиональных дефицитов педагогов, оказывающих поддержку детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Материалы и методы. Материалами исследования стали результаты анонимного онлайн-опроса. В исследовании приняли участие 1587 педагогов из 54 регионов Российской Федерации. Срок проведения опроса – февраль-март 2021 года.

Результаты исследования. Анализ данных, полученных в ходе онлайн-опроса показал, что все участники исследования имеют те или иные профессиональные затруднения в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Основные проблемы заключаются в сфере выстраивания отношений и коммуникации с детьми и их родителями. Среди причин следует выделить отсутствие у 60% педагогов профессиональной подготовки в работе с особыми категориями детей. Педагоги-участники опроса отметили наличие профессиональных дефицитов в сфере правового обеспечения деятельности и методической поддержки со стороны организаций дополнительного профессионального образования. По результатам исследования 45% педагогов нуждается в освоении технологии организации психолого-педагогических тренингов, 42% – психолого-педагогической диагностики, 40% – арт-терапевтических практик. У каждого третьего педагога был выражен профессиональный интерес к таким направлениям, как проектирование индивидуальных маршрутов, инклюзивное образование, работа со случаем.

Перспективы исследования. Результаты проведенного исследования могут быть полезны при разработке образовательных программ подготовки педагогов к работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, на разных этапах профессионального развития. Они могут быть востребованы в процессе проектирования системы методической поддержки педагогов с учетом их профессиональных дефицитов и потребностей в данной сфере деятельности.

Ключевые слова: профессиональные проблемы педагогов в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, профессиональное развитие педагога, педагогическая поддержка, методическая поддержка педагога

Ссылка для цитирования: Попова И. Н. Актуальные проблемы педагогов в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 64-79. doi: 10.32744/pse.2021.4.4

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Попова Ирина Николаевна (Российская Федерация, г. Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник. Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей. Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС). E-mail: popova-in@ranepa.ru. ORCID ID: 0000-0001-6523-4498. Researcher ID: R-2109-2018

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: