Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Изучение отношения студентов педагогических направлений подготовки к цифровой трансформации в вузе

Изучение отношения студентов педагогических направлений подготовки к цифровой трансформации в вузе

Проблема исследования. Пандемия COVID-19 спровоцировала внезапный переход на дистанционное обучение и интенсивное развитие цифровой среды университета, в связи с чем представляется важным оценить, насколько успешно прошло стремительное цифровое преобразование с точки зрения студентов, как одной из заинтересованных сторон. В исследовании поднимается вопрос понимания студентами феномена цифрового университета и оценки взаимодействия с преподавателями и администрацией.

Материалы и методы исследования. Цель исследования заключалась в выявлении отношения студентов к цифровой трансформации в университете и оценке цифровой среды их университета. Анонимное анкетирование проводилось среди студентов 2-3 курса бакалавриата педагогических направлений подготовки Московского педагогического государственного университета и Удмуртского государственного университета 2-14 ноября 2020 года. В опросе приняло участие 126 респондентов.

Результаты и обсуждение. Исследование показало, что студенты по-разному трактуют понятие «цифровой университет». Понимание можно классифицировать на четыре блока: формат обучения; цифровая среда; цифровые ресурсы; веб-портал (цифровая платформа). На вопрос «Можете ли вы сказать о себе, что учитесь в цифровом университете?» 40% ‒ ответили отрицательно, 33% ‒ положительно и 27% ‒ дали свой вариант ответа. Проведенное анкетирование выявило в целом приемлемый уровень удовлетворенности студентами опыта форсмажорного перехода к дистанционному обучению в период пандемии. Студенты полагают, что вузам для повышения качества образовательного взаимодействия в цифровой среде необходимо усилить технологическую оснащенность образовательного процесса ‒ 60%; обеспечить постоянство повышения цифровой квалификации преподавателей ‒ 60%; сформировать доступную цифровую образовательную среду ‒ 49%.

Выводы. Результаты исследования позволяют сформулировать ряд выводов. Во-первых, различное понимание студентами что такое «цифровой университет», что приводит к разночтениям. Во-вторых, ‒ отношение студентов к цифровой среде университета находится на удовлетворительном уровне, поскольку только треть респондентов ответили, что могут констатировать, что они учатся в цифровом университете. В-третьих, ‒ студенты более высоко оценивают цифровые навыки преподавателей, чем администрации университетов. В-четвертых, ‒ среди наиболее важных трудностей, с которыми столкнулись студенты в период пандемического дистанционного обучения, были причины, связанные именно с учебным процессом: увеличение объема самостоятельной работы; неготовность преподавателей к переходу к полноформатным цифровым технологиям; недостаточная образовательно-личностная самореализация в условиях цифрового обучения; снижение навыков командно-групповой работы.

Ключевые слова: цифровой университет, цифровое образование, цифровая среда, высшее образование, дистанционное обучение, онлайн обучение, оценка качества высшего образования

Ссылка для цитирования: Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А. Изучение отношения студентов педагогических направлений подготовки к цифровой трансформации в вузе // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 94-107. doi: 10.32744/pse.2021.4.6

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Неборский Егор Валентинович (Россия, Москва) - Доцент, доктор педагогических наук. Профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластенина. Институт «Педагогики и психологии». Московский педагогический государственный университет. E-mail: ev.neborskii@mpgu.su. ORCID ID: 0000-0002-8995-9802

Богуславский Михаил Викторович (Россия, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования. Институт стратегии развития образования РАО. E-mail: hist2001@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3035-0090

Ладыжец Наталья Сергеевна (Россия, Ижевск) - Профессор, доктор философских наук. Заведующая кафедрой социологии. Удмуртский государственный университет. E-mail: lns07@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6575-8977

Наумова Татьяна Альбертовна (Россия, Ижевск) - Доцент, кандидат психологических наук. Доцент кафедры теории и методики технологического и профессионального образования. Удмуртский государственный университет. E-mail: nta64@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-3684-3598

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: