Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Эмоциональный интеллект подростков поколения Z как фактор развития их субъектности

Эмоциональный интеллект подростков поколения Z как фактор развития их субъектности

Актуальность исследования связана с современными изменениями в процессе становления субъектности подростков поколения Z. Важным фактором этого процесса является развитие их эмоционального интеллекта в среде дополнительного образования.

Целью исследования стало изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков и его влияние на их субъектность.

В экспериментальном исследовании, проходившем в Центре творческого развития «Диалог» г. Курска (Российская Федерация) приняли участие 110 подростков в возрасте от 13 до 14 лет, из них 55 девочек и 55 мальчиков. В ходе исследования была реализована дополнительная общеобразовательная программа «Социальный полигон», направленная на создание условий для развития субъектности подростков, а ее «Социально-коммуникативный модуль» – на интенсификацию становления их эмоционального интеллекта.

По результатам экспериментальной работы стало известно, что в процессе развития субъектности подростки могут достигать разных ее стадий. 4% из них достигли стадии «Наблюдатель», 17% – «Ученик», 50% – «Подмастерье», 24% – «Мастер» и 5% – «Творец». Развитие отдельных показателей эмоционального интеллекта у подростков имеет гендерные особенности. У девочек лучше развито распознавание эмоций других людей, у мальчиков – управление собственными эмоциями (p<0.01). При этом интегративный уровень эмоционального интеллекта у них достаточно близок.

Полученные данные указывают на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков для успешного становления их субъектности и социализации в современных социокультурных условиях.

Ключевые слова: развитие субъектности, подросток, эмоциональный интеллект, дополнительная общеобразовательная программа

Ссылка для цитирования: Антопольская Т. А., Панов В. И., Силаков А. С. Эмоциональный интеллект подростков поколения Z как фактор развития их субъектности // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 247-260. doi: 10.32744/pse.2021.3.17

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Антопольская Татьяна Аникеевна (Россия, г. Курск) - Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии. Курский государственный университет. E-mail: antopolskaya@yandex.ru

Панов Виктор Иванович (Россия, г. Москва) - Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экопсихологии развития. Психологический институт Российской академии образования. ORCID ID: 0000-0002-3189-5455

Силаков Александр Святославович (Россия, г. Курск) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Курский государственный университет. E-mail: alssil@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0236-6199

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: