Введение. Среди многочисленных факторов субъектогенеза педагогов важная роль принадлежит социальному интеллекту. Социальный интеллект определяют как особое качество личности, ее способности понимать, дифференцировать и прогнозировать вербальное и невербальное поведение других людей и последствия, быстро и легко вступать в контакт с ними, определяющие эффективность социального взаимодействия. Актуальной и малоисследованной является проблема о роли социального интеллекта в преодолении психического выгорания.
Материалы и методы. В исследовании добровольно принимали участие педагоги, работающие в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (все участники − лица женского пола; N=50 человек; длительность стажа профессиональной деятельности до 43 лет). Из числа эмпирических методов использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики психического выгорания и социального интеллекта. Для обработки результатов исследования применяли методы математикой статистики (H-Критерий Краскела-Уоллиса, регрессионный анализ).
Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что недостаточно развитые способности педагогов понимать изменение значения сходных вербальных реакций обучающихся, их родителей, коллег, администрации (F=4,38; df=2,47; β =-0,412 при р=0,019), а также логически обобщать и выделять общие и существенные признаки в различных их невербальных реакциях (F=3,90; df=2,47; β = 0,364 при р=0,030) повышают риск психического выгорания. Напротив, хорошо развитые способности предвидеть последствия поведения других людей в определенной ситуации можно рассматривать как фактор преодоления психосоматических и психовегетативных нарушений (F = 136,66; β = -0,952 при р =0,0000), раздражительности, обиды, резкости, эмоциональной и личностной изолированности (F = 115,17; β = -0,840 при р = 0,0000), ощущения того, что эмоционально невозможно помогать своим подопечным (F = 115,33; β = -0,936 при р = 0,0000).
Ключевые слова: социальный интеллект, психическое выгорание, преодоление, педагоги, дети с особыми образовательными потребностями
Ссылка для цитирования: Молчанова Л. Н., Малихова Л. Н., Кузнецова А. А., Стулова А. В. Роль социального интеллекта в преодолении психического выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 378-386. doi: 10.32744/pse.2021.2.26

Информация об авторах:
Молчанова Людмила Николаевна (Россия, Курск) - Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6309-1825. Scopus ID: 57205469895 Малихова Лариса Николаевна (Россия, Курск) - Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации | Дефектолог, директор. Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. E-mail: lnmalihova@yandex.ru Кузнецова Алеся Анатольевна (Россия, Курск) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, исполняющая обязанности ректора по воспитательной работе. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9166-0770. Scopus ID: 57072914200 Стулова Анна Васильевна (Россия, Курск) - Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: nuta-vasilevna@rambler.ru