Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Формирование профессионального самоопределения лиц с интеллектуальной недостаточностью как фактор их социального развития

Формирование профессионального самоопределения лиц с интеллектуальной недостаточностью как фактор их социального развития

Введение. Процесс формирования профессионального самоопределения народонаселения находится в ряду наиважнейших проблем современного общества, но особую актуальность приобретает проблема лиц с интеллектуальной недостаточностью, в силу того, что на их профессиональный выбор «накладывают отпечаток» специфичность и особенности психофизического развития. Цель исследования: разработать структуру и содержание процесса формирования профессионального самоопределения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Материалы и методы. Экспериментальной базой исследования явились муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 19 города Ельца», ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца» Липецкой области. В эксперименте участвовало 40 детей подросткового возраста с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 13-16 лет. Методики исследования: «Оценка склонности к различным сферам профессиональной деятельности» (Л.А. Йовайши), «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), «Моя будущая профессия» (Р.П. Карпилина), дифференциально-диагностический опросник (А.Е. Климов), «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), модифицированные нами в соответствии с условиями эксперимента.

Результаты. Качественный анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования, позволил охарактеризовать уровневый состав изучаемого контингента с интеллектуальными нарушениями (30% – средний, 70% – ниже среднего). Проведенное исследование обнаружило неготовность подростков с интеллектуальными нарушениями к профессиональному самоопределению. Это выражается в отсутствии интереса к выбору профессии у 67% респондентов, неосведомленности о содержании существующих сфер профессиональной деятельности (49%), невозможности оценить собственные практические умения по интересующим видам профессионального труда (70%), несформированности мотивации выбора профессии и осознания соответствия возможностей здоровья требованиям избираемой специальности (77%).

Заключение. Разработанная авторами модель формирования профессионального самоопределения подростков с интеллектуальными нарушениями дала возможность описать исследуемый процесс как целостную структуру. Внедрение модели в практический оборот позволит с большей вероятностью реализовать в организационном и технологическом плане деятельность по обеспечению формирования профессионального самоопределения указанной категории лиц.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, подросток, лица с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуальная недостаточность

Ссылка для цитирования: Емельянова И. Д., Подольская О. А., Яковлева И. В. Формирование профессионального самоопределения лиц с интеллектуальной недостаточностью как фактор их социального развития // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 387-403. doi: 10.32744/pse.2021.2.27

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Емельянова Ирина Дмитриевна (Россия, Елец) - Доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и специального образования. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: iemelyanova64@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1087-2972

Подольская Олеся Александровна (Россия, Елец) - Старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: olesya_podolskay@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2218-7550

Яковлева Ирина Васильевна (Россия, Елец) - Старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: yakovlevairinavas070882@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6392-4778

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: