Перспективы науки и образования

Главная » Философия образования, методология, информация » Формирование авторитарной личности в рамках образовательных моделей с советской и постсоветской философско-идеологической спецификой

Формирование авторитарной личности в рамках образовательных моделей с советской и постсоветской философско-идеологической спецификой

Введение. Исследование факторов формирования авторитарной личности приобретают все большую актуальность, в связи с необходимостью оценить продуктивность демократизации и гуманизации социокультурной среды. Несмотря на то, что доминирующей тенденцией в современном образовании является стремление максимально расширить поле возможностей для реализации личности, авторитарный тип руководства встречается и развивается во многих сферах социальных отношений.

Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования, авторы осуществляют диагностику авторитарного потенциала личности у респондентов, имеющих отношение к разным моделям обучения, при помощи измерения выраженности черт, составляющих авторитарный синдром, склонности выбирать авторитарный режим, как способ защиты от опасностей, уровней выраженности трех видов авторитаризма: межличностного, организационного и социально-политического. Обозначенные параметрические характеристики изучаются у респондентов с использованием комплекса стандартизированных, валидных диагностических методик: опросник «Авторитарный потенциал личности (F-scale)» Т. Адорно (в адаптации Д.М. Денисовой); опросник «Шкала правого авторитаризма» (RWA) Б. Альтемайера (в адаптации Н.А.Дьяконовой); опросник Дж. Даккита «Вера в опасный мир» (в адаптации Гулевич, Аникеенок, Безменовой); опросник «Авторитарный стереотип» Р.Ф. Баязитова и Б.С. Алишева.

Результаты исследования. На основе сравнительно-сопоставительного анализа эмпирических данных, полученных в ходе исследования, установлена связь между выраженностью авторитарности личности и спецификой моделей обучения. В ходе анализа полученных данных было выявлено, что у старшей группы, уровень авторитаризма правого толка по методике Б. Альтемайера оказался выше, чем у младшей (младшая группа – 15,24 балла, старшая группа – 19,12 балла). В старшей группе респондентов уровень авторитаризма оказался статистически достоверно выше по суммарному показателю методики «Авторитарный стереотип» Р.Ф. Баязитова и Б.С. Алишева (младшая группа – 4,10 балла, старшая группа – 4,55 балла).

Выводы. Философско-идеологическая платформа образовательных моделей оказывает влияние на процесс формирования авторитарной личности. Влияние философско-идеологической платформы на личность может быть скорректировано только за счет расширения индивидуальных возможностей осмысления глобальной социокультурной ситуации и своего места в ней. Прогрессу в этом направлении может способствовать повышение авторитета фундаментальных дисциплин, в первую очередь философии и внедрение в школах курсов психологической грамотности для школьников, их родителей и педагогических коллективов.

Ключевые слова: авторитарная личность, образовательная модель, государственно-патерналистсткая модель обучения, либеральная модель обучения, авторитаризм, виды авторитаризма, аксиологические характеристики образовательной системы, авторитарный стереотип

Ссылка для цитирования: Романов Д. Б., Сердакова К. Г., Смирникова О. В., Херсонский И. И., Ковалева С. Е. Формирование авторитарной личности в рамках образовательных моделей с советской и постсоветской философско-идеологической спецификой // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 40-55. doi: 10.32744/pse.2021.2.3

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Романов Дмитрий Борисович (Россия, Москва) - Ассистент. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. E-mail: romanov.dmitry80@gmail.com

Сердакова Кира Геннадьевна (Россия, Москва) - Кандидат психологических наук, доцент. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. E-mail: kiraserdakova@mail.ru 

Смирникова Ольга Владимировна (Россия, Москва) - Кандидат психологических наук, доцент. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. E-mail: o.smirnikova@gmail.com 

Херсонский Илья Игоревич (Россия, Москва) - Ассистент. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. E-mail: kosmos086@mail.ru

Ковалева Светлана Евгеньевна (Россия, Москва) - Ассистент. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. E-mail: mental@bk.ru 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: