Современные требования рынка труда обуславливают необходимость качественной языковой подготовки студентов неязыковых факультетов, конкурентоспособность которых ставится в прямую зависимость от уровня владения иностранным языком. В связи с этим мотивация рассматривается как один из ключевых факторов, влияющих на успех в изучении иностранного языка. По мнению авторов, обеспечить повышение мотивации к изучению иностранного языка призвано альтернативное оценивание учебной деятельности студентов.
В исследовании принимали участие 180 магистрантов Вятского государственного университета, обучающихся по направлениям «Биология», «Химическая технология» и «Экология». В процессе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, экспериментальное обучение, анкетирование, анализ количественных и качественных результатов исследования. Для статистической обработки результатов был использован критерий Пирсона χ2.
Авторами выделены следующие формы и методы альтернативного оценивания: электронное портфолио (iPortfolio), парная работа (We Create Activity), проект групповой работы (iLearn & Teach Project), технический отчет (Technical report), имитация собеседования (Mock job interview), которые приближены к реальным ситуациям профессиональной сферы будущих инженеров и соответствуют профессиональным интересам магистрантов. Эмпирически доказано, что альтернативное оценивание повышает у студентов уровень внутренней мотивации к изучению иностранного языка, а также уровень мотивации к овладению профессией и приобретению знаний. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о существенных статистических различиях между констатирующим и контрольным этапами эксперимента (χ2= 17,69; при χ2крит = 5,99).
Значимость проведенного исследования заключается в использованном подходе «оценивание как обучение» к решению проблемы повышения мотивации магистрантов к изучению иностранного языка. Такой подход обеспечил не только ориентацию на профессиональные интересы и особенности мотивации студентов естественнонаучных специальностей, но и позволил совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на английском языке, преодолеть психологические барьеры, развить познавательную активность, критическое мышление.
Ключевые слова: мотивация, внутренняя мотивация, иностранный язык, альтернативное оценивание, магистранты естественнонаучных специальностей
Ссылка для цитирования: Пономаренко Л. Н., Суслопарова М. М., Порческу Г. В. Альтернативное оценивание как способ повышения мотивации студентов естественнонаучных специальностей к изучению английского языка // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 162-175. doi: 10.32744/pse.2021.2.11

Информация об авторах:
Пономаренко Лариса Николаевна (Россия, Киров) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков неязыковых направлений. Вятский государственный университет. Е-mail: vsu_pon-ko@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-5056-5446. Researcher ID: L-3310-2017. Scopus ID: 57195592825 Суслопарова Мария Михайловна (Россия, Киров) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков неязыковых направлений. Вятский государственный университет. Е-mail: maria_m_s@inbox.ru . ORCID ID: 0000-0002-2680-2533. Researcher ID: M-6904-2018. Scopus ID: 57204593337 Порческу Галина Васильевна (Россия, Москва) - Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков. Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева . E-mail: gporchesku@rgau-msha.ru. ORCID ID: 0000-0003-1423-3510 . Scopus ID: 57103845800. Researcher ID: AAZ-8186-2020