Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития

Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития

Проблема и цель. Современной экономике нужны инженеры, обладающие необходимыми компетенциями, способные придать положительный импульс развитию дальнейшей конкурентоспособности предприятий, расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и России в целом. Перед техническими высшими учебными заведениями возникает задача обеспечения не только полноценной профессиональной подготовки инженерных кадров, но и переподготовки в короткие сроки действующих специалистов.

Цель статьи – обосновать эффективность функционирования адаптивной организационно-педагогической системы дополнительного профессионального образования, направленной на развитие надпрофессиональных компетенций при подготовке слушателей в системе дополнительного профессионального образования.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 146 руководителей различных уровней предприятий-резидентов ТОСЭР и 840 человек, которые обучались по 19 дополнительным профессиональным программам на 43 курсах повышения квалификации, реализованных в соответствии с планом образовательных услуг центра дополнительного профессионального образования (ДПО). Мониторинг развития надпрофессиональных компетенций у слушателей велся через наблюдение, анкетирование, интервьюирование. Для анализа собранных данных применялся показатель индекса удовлетворённости Лайкерта.

Результаты исследования. Установлено, что работодатели высоко оценивают надпрофессиональные компетенции, как необходимую составляющую квалификационной характеристики специалиста. По результатам анкетирования из 1000 было выявлено, что 83% специалистов за последние 5 лет не посещали каких-либо курсов ДПО. Определена эффективность переподготовки персонала путем анализа изменения результатов деятельности компании по результатам опроса работодателей, рост количественных и качественных показателей в 2018 году составил 62% в 2019 и 2020 годах 74 и 93% соответственно.

Обсуждение и заключение. Предлагаемые нами компоненты адаптивной организационно-педагогической системы позволили повысить эффективность образовательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования, что подтверждено педагогическим экспериментом. Результативность определялась через числовые измерители, допускающие точную диагностику успешности участников эксперимента.

Ключевые слова: территории опережающего социально-экономического развития, надпрофессиональные компетенции, слушатели, организационно-педагогическая система дополнительного профессионального образования

Ссылка для цитирования: Лизунков В. Г., Полицинская Е. В., Малушко Е. Ю. Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 145-161. doi: 10.32744/pse.2021.2.10

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Лизунков Владислав Геннадьевич (Россия, г. Юрга) - Доцент, кандидат педагогических наук. Юргинский технологический институт (филиал). Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail vladeslave@rambler.ru. Scopus ID: 57193741070. Researcher ID: М-8208-2016

Полицинская Екатерина Викторовна (Россия, г. Юрга) - Доцент, кандидат педагогических наук. Юргинский технологический институт (филиал). Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: katy031983@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8023-0505. Scopus ID: 57193123062. 

Малушко Елена Юрьевна (Россия, Волгоград) - Доцент, кандидат педагогических наук. Волгоградский государственный университет. E-mail: e.malushko@volsu.ru. ORCID ID: 0000-0003-3246-6545. Scopus ID: 57193738450. Researcher ID: L-1682-2019

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: