Перспективы науки и образования

Главная » Социология образования » Этнопедагогические практики сохранения и воспроизводства традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири (на примере Красноярского края)

Этнопедагогические практики сохранения и воспроизводства традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири (на примере Красноярского края)

Введение. Актуальность исследования определяется поиском новых педагогических технологий для формирования, сохранения и воспроизводства традиционных культурных ценностей в социокультурном пространстве коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Социальные трансформации, которые переживают сегодня эти народы, предопределяют необходимость изменения основных педагогических подходов к сохранению их традиционной культуры.

Целью статьи является анализ современных этнопедагогических практик, направленных на формирование эффективной образовательной среды для детей, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера и Сибири, проживающим на территории Красноярского края.

Материалы и методы: 1) полевая экспедиционная работа в местах компактного проживания долган, селькупов, эвенков, 2) количественный анализ контента 14 веб-ресурсов по традиционной культуре эвенков, долган, селькупов; 3) проведение 12 полуструктурированных интервью экспертов в области образования и культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири; 4) анкетирование 650 эвенков, проживающих в Красноярском крае; 5) сравнительный анализ результатов проведенных опросов.

Результаты. Выполнено обследование 7 северных поселений Красноярского края, где проживают коренные малочисленные народы Севера и Сибири, в ходе обследований выявлена низкая степень владения родным языком у эвенков в возрастной группе до 19 лет (в 1997 г. эвенкийский язык считали родным 6,7% эвенков данной группы, в 2017 г. эвенкийский язык родным в этой группе не считал никто, в 1997 г. русский язык родным считали 88,2% эвенков в возрасте от 10 до 19 лет, в 2017 г. – 91,7%). За 10 лет в 2 раза снизилась доля эвенков, которые свободно владеют эвенкийским языком (с 31,1% в 1997 г. до 15,1% в 2017 г.).

Суммарная экспертная оценка, сформированная с помощью анализа 12 полуструктурированных интервью, позволяет сделать вывод об изменении этнопедагогических практик изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера и Сибири в связи с «уходом» родного языка из практик повседневного общения. Все 12 экспертов зафиксировали переход образовательных практик изучения родных языков коренных малочисленных народов в аналоговые по отношению к изучению иностранных языков. Подавляющее большинство экспертов (10 из 12) полагают, что достижение эффективности школьного образования на Севере и в Арктике связано с развитием on-line образования и повышением доступности федеральных образовательных платформ для школьников северных поселений.

Происходит переход части этнопедагогических практик в киберпространство. Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера и Сибири принимает виртуальные формы, характерные для современной информационной интернет-среды.

Ключевые слова: этнопедагогика, современная информационная среда, северные территории, коренные малочисленные народы, полевые исследования

Ссылка для цитирования: Копцева Н. П., Березюк С. В., Хребтов М. Я. Этнопедагогические практики сохранения и воспроизводства традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири (на примере Красноярского края) // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 293-310. doi: 10.32744/pse.2021.2.20

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Копцева Наталья Петровна (Россия, г. Красноярск) - Профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии и искусствоведения. Сибирский федеральный университет. E-mail: nkoptseva@sfu-kras.ru. ORCID ID: 0000-0003-3910-7991. Scopus ID: 56128057600. Researcher ID: AAU-8038-2020


Березюк Светлана Васильевна (Россия, г. Красноярск) - Инженер-исследователь кафедры культурологии и искусствоведения. Сибирский федеральный университет. E-mail: svet2303@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-5180-1682. Scopus ID: 57209541076


Хребтов Михаил Яковлевич (Россия, г. Красноярск) - Инженер-исследователь кафедры культурологии и искусствоведения. Сибирский федеральный университет. Преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук. Красноярский государственный медицинский университет имени Войно-Ясенецкого Минздрава РФ. E-mail: khrebtov.m@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2689-7058. Scopus ID: 57209539032

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: