Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Курс «Историко-художественное краеведение» в формировании гражданской идентичности у студентов российских вузов

Курс «Историко-художественное краеведение» в формировании гражданской идентичности у студентов российских вузов

Подходы к формированию гражданской идентичности у студентов российских вузов на современном этапе становятся одним из важных элементов социализации обучающихся. Основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги: во-первых, выбор и отбор содержания образовательной программы или курса, в рамках которого будут формироваться ценностные ориентиры, знания и практические компетенции; во-вторых, методы и педагогические технологии, которые продуктивны и эффективны в условиях подготовки будущих специалистов. Использование курса «Историко-художественное краеведение» позволит сформировать у студентов знания и представления о ценности историко-художественного наследия своего региона через исследовательскую и междисциплинарную проектную деятельность.

Основными методами исследования являются: анализ научно-педагогических исследований об истории развития краеведения в России, значении историко-культурного наследия в воспитании личности и подходах к формированию гражданской идентичности у обучающихся; моделирование и опытно-экспериментальная работа по апробации курса с применением контрольного (стартового) исследования и итоговой диагностики, а также анализ полученных результатов. Диагностические методики: тест М. Куна и Т. Мак-Партланда в модификации И.В. Кожанова; методика «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика определения ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова, адаптированная); методика «Незаконченный тезис» (Л.В. Байбородова, адаптированная); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова, адаптированный); авторские кейс-задания и критерии оценки учебных и творческих работ. В педагогическом эксперименте приняло участие 274 студента вузов гг. Санкт-Петербург, Орел, Магнитогорск по таким направлениям подготовки как «Филология», «Изобразительное и прикладные виды искусств», «Дизайн».

Курс «Историко-художественное краеведение» у экспериментальной группы продолжался в течение трех лет. Первый год – ознакомительно-подготовительный, второй год – изучение региональной архитектуры, третий год – выполнение проекта – макета комплекса архитектурных построек с учетом региональных особенностей. После проведенных занятий в экспериментальной группе число студентов с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности увеличилось в два раза и достигло 29 %, с низким уровнем – сократился в два раза и достиг 18,75 %. В контрольной группе эти показатели изменились незначительно.

Использование междисциплинарного курса «Историко-художественное краеведение» в профессиональной подготовке будущих специалистов эффективно способствует формированию более высокого уровня гражданской идентичности у студентов. Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением повышения мотивации студентов в проектной деятельности социокультурного характера.

Ключевые слова: краеведение, архивные поиски, искусствоведческая деятельность, гражданская идентичность, развитие личности обучающегося, высшее образование, междисциплинарный проект

Ссылка для цитирования: Хворостов Д. А., Горбунова Г. А., Савельев К. Н., Савельева О. П. Курс «Историко-художественное краеведение» в формировании гражданской идентичности у студентов российских вузов // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 204-218. doi: 10.32744/pse.2021.2.14

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Хворостов Дмитрий Анатольевич (Россия, г. Орел) - Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дизайна. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева». E-mail: aqua_storm@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4262-0588

Горбунова Галина Александровна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства факультета искусств. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». E-mail: veta5@ya.ru. ORCID ID: 0000-0001-6006-6552. Researcher ID С-5690-2016

Савельев Константин Николаевич (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения Института гуманитарного образования. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». E-mail: savakos@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4741-9346

Савельева Оксана Петровна (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, ведущий специалист по научно-методической работе. ЧУ ДО ПАО «ММК» «Детский оздоровительно-образовательный комплекс». E-mail: savelop@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8461-7053. Researcher ID: С-3488-2016

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: