Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Формирование системы понятий с использованием ментальных карт при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование системы понятий с использованием ментальных карт при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Введение. Недостаточный уровень структурирования и систематизации предметных знаний обучающихся требует совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности. В связи с этим, актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых принципов и подходов к построению учебного содержания школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и выработке современных средств обучения для его усвоения. В частности, предпринята попытка создания системы понятий предметной области безопасности жизнедеятельности на основе применения знаково-символического средства обучения.

Материалы и методы. Экспериментальным исследованием было охвачено 412 школьников 8-х классов г. Южно-Сахалинска и Сахалинской области. Для оценки текущего состояния уровня знаний обучающихся и динамики их изменения в результате экспериментального обучения осуществлялось анкетирование школьников контрольных и экспериментальных классов. Полученные результаты подвергались уровневому анализу по методике В. П. Беспалько, с целью установления значимых различий в качестве предметной подготовки обучающихся при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс). Для определения степени достоверности результатов усвоения знаний использовался статистический t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования. Выявлено, что формирование системы понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера средствами ментальных карт способствует повышению уровня предметных знаний обучающихся за счет их структурирования и систематизации. Результаты итогового среза на формирующем этапе исследования продемонстрировали эффективность обучения с применением разработанной системы понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и ментальных карт (tэмп = 7,48; p < 0,001).

Обсуждение и заключения. Полученные результаты могут массово применяться исследователями в области безопасности жизнедеятельности и учителями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс) в своей профессиональной деятельности. Дальнейшее изучение представленной темы возможно по пути создания единой системы понятий для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, чрезвычайные ситуации техногенного характера, ментальные карты, знаково-символические средства обучения, система понятий, учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности»

Ссылка для цитирования: Соболев А. Ю. Формирование системы понятий с использованием ментальных карт при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 202-215. doi: 10.32744/pse.2021.1.14

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторе:

Соболев Андрей Юрьевич (Российская Федерация, г. Южно-Сахалинск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности. Сахалинский государственный университет. E-mail: sobolev@bk.ru. ORCID ID: 0000-0002-8733-3785

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: