Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Особенности использования современных информационных технологий при изучении русского языка: сравнительный анализ предпочтений иностранных студентов вузов России и Китая

Особенности использования современных информационных технологий при изучении русского языка: сравнительный анализ предпочтений иностранных студентов вузов России и Китая

Введение. Актуальной проблемой организации процесса обучения иностранному языку в современных условиях является подбор и применение соответствующих информационных технологий для повышения мотивации учащихся, формирования интереса к изучению иностранного языка, реализации педагогических задач, оптимизации учебного процесса и осуществления регулярного взаимодействия со студентами в рамках учебного процесса. При этом важно учитывать предпочтительность выбора тех или иных технологий самими студентами, так как значительная часть китайских студентов, изучающих русский язык в Китае, затем продолжает его изучать в вузах России.

Целью данного исследования было проведение сравнительного анализа между иностранными студентами, обучающимися в российских и китайских вузах на предмет предпочтений в использовании современных информационных технологий, а также способа взаимодействия с преподавателем при изучении русского языка.

Методы исследования. В исследовании приняли участие 417 иностранных студентов из российских и китайских вузов. Основные методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод опроса, метод сравнительного анализа. Для установления статистически достоверных различий между двумя группами использовался критерий φ-Фишера.

Результаты. Иностранные студенты из российских вузов используют учебные видео по русскому языку чаще, чем студенты из вузов Китая (φэмп = 3.591; p < 0,01). Образовательной платформой Coursera чаще пользуются студенты, обучающиеся в китайских вузах (φэмп = 3.632; p < 0,01). Мобильные приложения чаще используют студенты китайских вузов (φэмп = 4.048; p < 0,01). Значимых различий между двумя группами в частоте использования голосовых помощников, сервисов онлайн-экскурсий и виртуальных путешествий, образовательных сред, веб-квестов и учебных подкастов в ходе исследования не выявлено. Исследование предпочтений студентов в выборе способа взаимодействия с преподавателем показало, что 70% нравится общаться с преподавателем в мессенджерах и 52% опрошенных готовы коммуницировать с преподавателем при помощи видеоконференции. Однако в среднем 85% ответили, что предпочитают изучать русский язык в аудитории.

Заключение. Результаты исследования могут быть учтены преподавателями РКИ, работающими с китайскими студентами при выборе современных информационных технологий, а также способов взаимодействия с обучающимися в рамках обучения русскому языку.

Ключевые слова: информационные технологии, русский язык как иностранный, способы взаимодействия, иностранные студенты

Ссылка для цитирования: Романова Е. А., Волкова М. А., Ли Б. Особенности использования современных информационных технологий при изучении русского языка: сравнительный анализ предпочтений иностранных студентов вузов России и Китая // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 276-288. doi: 10.32744/pse.2021.1.19

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Романова Екатерина Александровна (Россия, г. Москва) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова | Доцент кафедры педагогики и психологии. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. E-mail: romanova.fpo@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-1006-0499

Волкова Марина Александровна (Россия, г. Москва) - Преподаватель кафедры русского языка. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. E-mail: m.volkova@inno.mgimo.ru. ORCID ID: 0000-0001-6106-3791

Ли Баохун (Китай, г. Хэйхэ) - Аспирант факультета педагогического образования. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. E-mail: libaohong9785@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-2220-7737

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: