Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Актуальные направления методики преподавания русского языка как иностранного: результаты контент-анализа

Актуальные направления методики преподавания русского языка как иностранного: результаты контент-анализа

Введение. Современная методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ) – это многоаспектная система, в которой можно выделить ряд различных направлений. Целью данной работы является выявление на основе элементов контент-анализа наиболее актуальных за последние 5 лет направлений в методике преподавания РКИ. Актуальность исследования заключается в описании основных парадигмальных ориентиров данной педагогической науки на современном этапе ее развития.

Материалы и методы. Материалом для теоретической части исследования послужили работы российских методистов, опубликованные в течение последних 10 лет и посвященные описанию актуальных направлений в методике преподавания РКИ, а также научные работы, описывающие специфику контент-анализа как исследовательского метода. Эмпирическая часть исследования проведена на материале научно-методических журналов и сборников материалов конгрессов, посвящённых вопросам преподавания РКИ и вышедших за последние 5 лет.

Результаты. В результате проведенного анализа было выявлено 1969 упоминаний исследуемых единиц анализа по 9 ключевым направлениям современной методики преподавания РКИ за последние 5 лет. Наибольшее количество упоминаний единиц анализа выявлено в рамках концептуального (29% от общего числа упоминаний), профессионально ориентированного (16%) и лингвистического (12%) направлений. Лидирующая позиция концептуального направления свидетельствует о том, что в последние годы ведётся активный поиск наиболее эффективных методов и технологий преподавания русского языка иностранцам. Повышенный интерес исследователей к профессионально ориентированному обучению объясняется тем, что русский язык становится инструментом, позволяющим получить высшее образование, для все большего количества иностранных учащихся. Популярность лингвистического направления обусловлена непрекращающимся поиском наиболее оптимальных способов обучения различным аспектам русского языка как иностранного.

Заключение. Научная новизна проведённого исследования заключается в том, что авторами была предпринята попытка выявить актуальные направления методики преподавания РКИ на основе элементов объективного количественного метода.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания русского языка как иностранного, направление в методике, контент-анализ, тенденции современного языкового образования

Ссылка для цитирования: Горбенко В. Д., Доминова Т. Н., Ильина Н. О., Кумбашева Ю. А., Митякова М. В. Актуальные направления методики преподавания русского языка как иностранного: результаты контент-анализа // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 249-264. doi: 10.32744/pse.2021.1.17

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Горбенко Виктория Дмитриевна (Россия, Санкт-Петербург) - Кандидат филологических наук, директор Центра русского языка как иностранного Высшей школы международных образовательных программ.  Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: vdgorbenko@gmail.com. ORCID ID: 0000-0003-0185-0325

Доминова Татьяна Николаевна (Россия, Санкт-Петербург) - Кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: t-nedzumi@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0002-6716-4339

Ильина Наталья Олеговна (Россия, Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: nataliailina.list@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0002-8923-1723

Кумбашева Юлия Анатольевна (Россия, Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: kumbacheva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9965-9352

Митякова Марина Владимировна (Россия, Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: mityakova@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8708-8700

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: