Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода

Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода

Введение. На современном этапе вопросам взаимодействия человека с природой уделяется всё больше внимания, поскольку именно от его отношения к ней зависит будущее планеты Земля и каждого из нас – ответственного гражданина и патриота своей Родины. В последнее время отмечается особая роль в переориентации образования на цели и задачи устойчивого развития, при этом ведущее место отводится ресурсному подходу. Ресурсный подход способен претендовать на роль ядра новой концепции образования и дошкольного экологического образования, в частности. Стратегия ресурсного подхода должна сформироваться как альтернатива современным тенденциям экологического образования.

Цель статьи – научно-практическое и опытно-экспериментальное обоснование необходимости разработки методологической стратегии инновационной системы дошкольного экологического образования, основанной на ресурсном подходе.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 416 детей в возрасте от 4 до 7 лет; воспитатели в количестве 30 человек и родители детей в количестве 397 человек. Гендерный аспект при исследовании не учитывался. Базами исследования явились 28 дошкольных образовательных организаций Московской области. Методы исследования: педагогический анализ процесса экологического образования, анкетирование и обработка полученных данных. Применялся следующий диагностический инструментарий: анкета «Направления эколого-педагогической деятельности современного воспитателя»; анкета «Оценка уровня инновационного потенциала педагога дошкольного образования новой формации»; анкета «Анализ требований к развивающей среде, предъявляемых ФГОС ДО»; комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности всех участников образовательно-воспитательных отношений.

Результаты исследования. Выявлено, что только 12% респондентов верно и целесообразно выстраивает архитектуру воспитательно-экологической деятельности с детьми. 52% опрошенных родителей практически вообще не осведомлены о программных целях и задачах экологоориентированной воспитательной деятельности ДО. Значительное количество ответов (67%) родителей свидетельствуют о том, что в рамках социального института семьи присутствует ясное понимание необходимости экологического образования, но системная работа по данному направлению отсутствует. Среди 9% родителей Московской области ощущают информационный «голод» в части экологического образования своих детей.

Обсуждение и заключение. Эколого-развивающая среда ДОО, построенная на основе ресурсного подхода, оказывает положительное влияние на формирование основ экологической культуры дошкольников при следующих условиях: если имеет развивающий и здоровьесберегающий характер; достаточно информативная и ориентирована на зону ближайшего развития дошкольников; содержит традиционные и новые, необычные компоненты, способствующие переходу от простых форм деятельности ребенка к более сложным; компоненты предметной среды увязаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению и т.п.

Ключевые слова: ресурсный подход, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, экологическое дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, эколого-развивающая образовательно-воспитательная среда

Ссылка для цитирования: Голованов В. П., Быковская Т. Е., Пантелеева Н. Г., Федорова С. Ю., Третьяков А. Л. Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 299-317. doi: 10.32744/pse.2021.1.21

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Голованов Виктор Петрович (Российская Федерация, г. Москва) - Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник. Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. E-mail: vpgolovanov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6926-8791

Быковская Тамара Егоровна (Российская Федерация, г. Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования. Московский государственный областной университет. E-mail: tamara08-57@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6541-6697

Пантелеева Наталья Георгиевна (Российская Федерация, г. Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования. Московский государственный областной университет. E-mail: natasha53.11@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4816-1471

Федорова Светлана Юрьевна (Российская Федерация, г. Москва) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования. Московский государственный областной университет. E-mail: bessh.sveta@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0003-4663-7608

Третьяков Андрей Леонидович (Российская Федерация, г. Москва) - Доцент кафедры дошкольного образования. Московский государственный областной университет | Старший преподаватель кафедры социальной психологии. Московский психолого-социальный университет. E-mail: altretyakov@list.ru. ORCID ID: 0000-0002-6544-9349. SCOPUS ID: 57211605603

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: