Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Предметно-языковая подготовка магистрантов как средство формирования билингвальной компетентности будущего специалиста в сфере профессиональной коммуникации

Предметно-языковая подготовка магистрантов как средство формирования билингвальной компетентности будущего специалиста в сфере профессиональной коммуникации

Введение. Российские вузы, предпринимающие попытки внедрить модель CLIL в образовательный процесс на уровне бакалавриата и магистратуры сталкиваются с рисками и трудностями, обусловленными отсутствием «баланса» между предметными компетенциями и иноязычной коммуникативной компетенцией как преподавателя, так и обучающихся. Цель статьи: представление локального опыта использования модели интегрированного предметно-языкового обучения (ClIL) как средства формирования билингвальной компетентности в сфере профессиональной коммуникации на примере подготовки магистров на основе программы DLL (Deutsch Lehren Lernen / Учимся обучать немецкому).

Материалы и методы. В исследовании приняло участие 87 обучающихся 1-2 курса очной формы магистратуры (направление подготовки «Педагогическое образование») Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева на протяжении 2017-2020 гг. Основными методами исследования являются прогнозирование, проектирование, пролонгированный мониторинг результатов обучения, анкетный опрос, статистический критерий Мак-Немара.

Результаты исследования. Экспериментальное использование модели модель формирования предметно-языковой билингвальной компетентности магистрантов показало рост коэффициента усвоения содержания учебного материала составляющих интегрируемых дисциплин до высокого (0,95 > х > 0,80) и достаточного (0,80 > х > 0,65). Отмечается высокий уровень сформированности предметно-языковой билингвальной компетентности во всех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. После прохождения метапредметного курса студенты могут правильно и логично использовать предметные знания в речевой деятельности на немецком языке (p < 0,04), усваивать терминологический минимум по методике преподавания немецкого языка (p < 0,01).

Обсуждение результатов. Подтверждено предположение о возможности формирования билингвальной компетентности магистрантов при соблюдении алгоритма проектирования и реализации модели CLIL, который включает: а) выработку критериев отбора предметов для междисциплинарной интеграции; б) учет сбалансированности формируемых в процессе интеграции универсальных, профессиональных и языковых компетенций; в) направленность на практико-ориентированной характер исследовательской подготовки магистрантов.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в метапредметном проектировании и практической реализации процесса формирования билингвальной компетентности будущего специалиста в сфере профессиональной коммуникации на уровне магистратуры.

Ключевые слова: иноязычное образование, междисциплинарный подход, интегрированное предметно-языковое обучение (ClIL), билингвальная компетентность, сфера профессиональной коммуникации

Ссылка для цитирования: Селезнева И. П., Бедарева А. В., Майер И. А. Предметно-языковая подготовка магистрантов как средство формирования билингвальной компетентности будущего специалиста в сфере профессиональной коммуникации // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 159-171. doi: 10.32744/pse.2021.1.11

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Селезнева Ирина Петровна (Россия, Красноярск) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования. Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева. Е-mail: mixculture@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1590-9482. Researcher ID: О-9894-2018

Бедарева Алиса Валериевна (Россия, Красноярск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры делового иностранного языка. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Е-mail: alissaval@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-2466-3020

Майер Инна Александровна (Россия, Красноярск) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования, заведующий кафедрой германо-романской филологии и иноязычного образования; декан факультета иностранных языков. Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева. Е-mail: inna.maier@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9440-1897. Researcher ID: Q-6637-2018


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: