Формирование человеческого капитала в различных сферах общества воспринимается как особая ценность. Роль человека с его когнитивными и некогнитивными способностями связывается с преобразованиями, конкурентоспособностью, темпами развития общества. Особенно это актуально для «помогающих» профессий, предполагающих деятельность в диадах «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». К таким профессиям можно отнести педагогов, офицеров полиции и др.
Цель статьи связана с выявлением возможностей и социальных практик высших учебных заведений, направленных на формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся.
Методы исследования представляют: контент-анализ нормативных источников, анализ материалов в базах данных открытого доступа; опрос среди обучающихся двух вузов: Белгородского государственного национального исследовательского университета (180 чел.) и Белгородского юридического института МВД России имени И.В. Путилина (112 чел.). Объектом были просоциальные практики вузов по формированию человеческого капитала.
В результате исследования было определено «облако» ассоциаций с терминами «человеческий капитал», «просоциальная установка личности» и «высшее образование», куда вошли «благо», «потенциал», «инвестиции», «конкурентоспособность» и др. Выявлены просоциальные законодательные инициативы на уровне государства и отдельных вузов. Были определены преобладающие уровни вовлечения обучающихся в просоциальные практики (средний – 43,15%; выше среднего – 15,75%; высокий – 11,75%), приоритет учебной (64,5%) и практико-ориентированной (64%) микросред вуза в формировании человеческого капитала, а также степень участия обучающихся в различных видах и сферах социальной активности с учетом влияния вуза (по рангам: 1) образовательно-развивающая; 2) общественно-педагогическая (общественно-служебная); 3) досуговая, спортивная; социокультурная; 4) здоровьеориентированная; 5) альтруистическая (бескорыстная), волонтерская; гражданская, патриотическая) из рассматриваемых 13 позиций.
В итоге были сформулированы факторы, влияющие на результативность формирования человеческого капитала в вузе (уровень законодательной базы; возможности вуза; запросы общества и потребителей образовательных услуг; установка обучающегося); предложены управляющие воздействия интеграции миссии вуза, конкурентоспособности его субъектов, корпоративной ценности человеческих ресурсов. Перспективы связаны с разработкой интегративной Концепции формирования просоциальной установки обучающихся вузов.
Ключевые слова: человеческий капитал, просоциальное поведение, просоциальная установка, высшее образование, вуз, когнитивные способности, некогнитивные способности
Ссылка для цитирования: Ерошенкова Е. И., Исаев И. Ф., Ерошенков Н. В., Тарасова С. И., Дуплякина А. В. Формирование человеческого капитала и просоциальных установок обучающихся вузов // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 66-79. doi: 10.32744/pse.2021.1.5

Информация об авторах:
Ерошенкова Елена Ивановна (Россия, г. Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, старший научный сотрудник. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: eroshenkova@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-5828-4902. Scopus ID: 57193996793 Исаев Илья Федорович (Россия, г. Белгород) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ведущий научный сотрудник. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: isaev@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0003-3520-9552. Scopus ID: 57190879550 Ерошенков Николай Викторович (Россия, г. Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности. Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина. E-mail: nic_bui@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3944-4592 Тарасова Светлана Ивановна (Россия, г. Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: tarasova_s@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0003-2695-3419 Дуплякина Алина Вадимовна (Россия, г. Белгород) - Ассистент кафедры педагогики, младший научный сотрудник. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: duplyakina@bsu.edu.ru