Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Возможности универсальных цифровых технологий для поддержки профессионального самоопределения обучающихся

Возможности универсальных цифровых технологий для поддержки профессионального самоопределения обучающихся

Проблема и цель. Проблема, на решение которой направлено исследование, обусловлена необходимостью изменения форм и методов поддержки профессионального самоопределения обучающихся в цифровом обществе для подготовки их к получению востребованной специальности, формирования навыка «уметь учиться» на протяжении всей жизни. Авторы для повышения эффективности профориентационной деятельности в цифровой школе предлагают подход, предполагающий не разработку качественно нового информационного ресурса, а максимально реализующий спектр дидактических возможностей универсальных информационных технологий (электронные таблицы, базы данных и т.п.).

Методы исследования. Для получения теоретических обобщений применялся анализ научных работ по проблеме профессионализации личности, применения информационных технологий в планировании траектории карьерного развития. В качестве универсальной цифровой технологии использована технология обработки электронных таблиц. В исследовании были задействованы 109 бакалавров института мелиорации, водного хозяйства и строительства имени А. Н. Костякова и 25 магистрантов по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) Вятского государственного университета. В эксперименте применен критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона.

Результаты. Уточнена сущность понятия «универсальная цифровая технология», как технологии, реализуемой с помощью современных технических средств и предназначенной для широкого круга пользователей. Описаны этапы работы в программной среде, поддерживающей соответствующую технологию и используемой в профориентационной деятельности цифровой школы: применение методик для диагностики, определение критериев отбора для профессий будущего, составление системы задач и т. д. Произведена оценка динамики по уровням сформированности интеллектуальных качеств личности, наиболее значимых для профессионального самоопределения, и выявлены статистически достоверные различия о качественных изменениях χ2набл2 > χ2крит при α=0.05 (8,9 > 5,99).

В заключение обобщаются рекомендации для педагогов: ориентация в предлагаемых средствах; демонстрация их возможностей на личном опыте и для профессиональных задач специалистов будущего; мониторинг спектра цифровых ресурсов по планированию карьеры; сопоставление запросов общества с возможностями, интересами обучающихся и т.д.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, карьерная траектория, интеллектуальные качества, профессиональная компетентность, образовательное пространство, вызовы будущего

Ссылка для цитирования: Соболева Е. В., Шалагинова Н. В., Петухова М. В., Гавриловская Н. В. Возможности универсальных цифровых технологий для поддержки профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 413-429. doi: 10.32744/pse.2020.6.32

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Соболева Елена Витальевна (Россия, г. Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры цифровых технологий в образовании. Вятский государственный университет. E-mail: sobolevaelv@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3977-1246

Шалагинова Надежда Владимировна (Россия, Киров) - Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики. Вятский государственный университет. Е-mail: korshunnv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8099-1198

Петухова Мария Владиславовна (Россия, г. Москва) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий в АПК. Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева. Е-mail: m-v-p@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4594-4131

Гавриловская Надежда Владимировна (Россия, г. Москва) - Кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий в АПК. Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева. E-mail: gavrilovskayanv@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-5060-7837

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: