Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Факторы психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности

Факторы психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности

Актуальность темы исследования определяется текущим состоянием высшего образования, которое приводит к необходимости по-новому взглянуть на проблемы подготовки специалистов, формирование интеллектуального и творческого потенциала личности, а также проблему формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Исследование проведено на базе РГПУ им. А.И. Герцена (N=113), с применением методик: методика «Самооценка готовности к профессиональной деятельности», 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF); Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова); Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. В исследовании были использованы методы математической статистики: сравнительный (t-критерий Стьюдента) и факторный анализ (метод главных компонент). Обработка результатов исследования осуществлялась с применением статистического пакета SPSS 12.0.

Выявлено, что в группе студентов работающих по специальности актуальный уровень развития психологической готовности к профессиональной деятельности составил 30%, потенциальный – 65%, элементарный – 5%. В группе студентов- не работающих по специальности актуальный уровень развития готовности составил 20%, потенциальный – 50% и элементарный уровень – 30%.

Выявлены достоверно значимые различия по показателям: «С – эмоциональная устойчивость» (t=3,649; p<0,001), «E-доминантность» (t=3,827; p<0,001) и « O-тревожность» (t=-7,672; p<0,001); «профессиональная компетентность» (t=4,009; p<0,001), «менеджмент» (t=3,019; p<0,01), «автономия» (t=3,889; p<0,001), «служение» (t=3,674; p<0,01); «ориентация на результат» (t=5,740; p<0,001), «ориентация на альтруизм» (t=3,220; p<0,01), «ориентация на труд» (t=4,216; p<0,001).

Выделены следующие факторы психологической готовности к профессиональной деятельности являются: «Высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы» (17%) определяется адекватностью самооценки, эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью; «Независимость в построении карьеры» (15%) – отражает стремление к максимальному освобождению от организационных правил, стремление к независимой карьере собственным путем, стремление достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам; «Реализация социально-значимых целей» (14%) – отражает наличие таких ценностей как: «помощь людям», «желание сделать мир лучше», «служение человечеству», стремление быть мастером своего дела, работать и принимать решения вместе с другими; «Позиция в межличностном общении» (13%) – характеризует систему способов поведения, облегчающих социальное взаимодействие и основанных на адаптации, интеграции социального и личного опыта.

В связи с полученными результатами предлагается создание и реализация практико-ориентированной программы формирования психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная готовность, психологическая готовность, профессиональная деятельность, выпускники педагогического вуза, факторы психологической готовности к профессиональной деятельности, дезинтеграция ценностной сферы личности, волевая регуляция, мотивационно-потребностная сфера

Ссылка для цитирования: Пашкин С. Б., Кораблина Е. П., Лисовская Н. Б., Сивак А. Н., Турчин А. С. Факторы психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 358-373. doi: 10.32744/pse.2020.6.28

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Пашкин Сергей Борисович (Российская Федерация, Санкт-Петербург) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. E-mail: sergejjpashkin@mail.ru.  ORCID ID: 0000-0001-8791-3029. Researcher ID: E-3238-2017

Лисовская Наталья Борисовна (Российская Федерация, Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. E-mail: lisovskaja@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6507-7680. Researcher ID: D-9751-2017

Кораблина Елена Павловна (Российская Федерация, Санкт-Петербург) - Профессор, доктор психологических  наук, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. E-mail: lina-korablina@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1171-5904. Researcher ID: K-7759-2018

Сивак Александр Николаевич (Российская Федерация, Санкт-Петербург) - Доктор педагогических наук, заместитель начальника по научной работе, начальник научно-исследовательского и научно-редакционного отдела. Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: alexzig@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0063-8445

Турчин Анатолий Степанович (Российская Федерация, Санкт-Петербург) - Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии. Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: ast55@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7973-2017

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: