Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Роль стилей межличностных отношений в возникновении и преодолении психического выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Роль стилей межличностных отношений в возникновении и преодолении психического выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Специфика деятельности педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, определяет характер межличностных отношений, складывающихся между всеми субъектами образовательного процесса. Переживание педагогами кризиса межличностных отношений способствует возникновению психического выгорания как особого состояния физического, эмоционального и умственного истощения личности. Имеется довольно ограниченное количество научных работ, посвященных изучению взаимосвязей стилей межличностных отношений педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и психического выгорания.

В исследовании приняли участие педагоги Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (50 человек). Для сбора данных использовались наблюдение и беседа, а также стандартизированные методики для диагностики психического выгорания педагогов и стилей межличностных отношений. С целью обработки результатов применяли методы математико-статистического анализа.

Педагоги, работающие с детьми, имеющими особые образовательные потребности, адаптированы к стрессовому воздействию психотравмирующих обстоятельств профессиональной деятельности за счет ограничения эмоциональной отдачи в межличностном общении и выборочного реагирования, отсутствия должного внимания к своим подопечным, облегчения или сокращения должностных обязанностей (выраженность фазы «Резистенция»: Хср.±σx=56,80±22,30; «Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование»: Хср.±σx=15,38±6,94; «Эмоционально-нравственная дезориентация»: Хср.±σx=11,66±6,32; «Расширение сферы экономии эмоций»: Хср.±σx=15,48±13,62; «Редукция профессиональных обязанностей»: Хср.±σx=14,28±8,51). Эмпирически доказано, что прямолинейный-агрессивный (β = 0,353 при р = 0,015) и зависимый-послушный (β = 0,379 при р = 0,005) стили межличностных отношений могут выступать факторами возникновения проявлений психического выгорания педагогов, а властный-лидирующий стиль (β = -0,320 при р = 0,016) − ресурсом его преодоления (F = 4,37; КМД = 0,57; df = 5,44).

Ключевые слова: стили межличностных отношений, психическое выгорание, возникновение, преодоление, педагоги, дети с особыми образовательными потребностями

Ссылка для цитирования: Молчанова Л. Н., Малихова Л. Н., Кузнецова А. А. Роль стилей межличностных отношений в возникновении и преодолении психического выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 374-383. doi: 10.32744/pse.2020.6.29

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Молчанова Людмила Николаевна (Россия, Курск) - Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет. E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru. ORCID: 0000-0001-6309-1825. Scopus ID: 57205469895

Малихова Лариса Николаевна (Россия, Курск) - Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет; Дефектолог, директор. Областное казенное общеобразовательное учреждение "Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья". E-mail: lnmalihova@yandex.ru 

Кузнецова Алеся Анатольевна (Россия, Курск) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, декан ФПК. Курский государственный медицинский университет. E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9166-0770. Scopus ID: 57072914200

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: