Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога

Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога

Проблема и цель. Ускорение профессиональной динамики, хроническая неопределенность будущего, размытость и непостоянство требований к специалисту со стороны работодателя, а также неготовность молодого поколения гибко и своевременно анализировать социально-профессиональные изменения и реагировать на них, побуждают необходимость развития у человека способности проектировать профессиональную биографию. Для педагога, как и для других профессий, крайне важно уметь прогнозировать тенденции профессиональной динамики, для того чтобы вовремя сориентироваться в возможностях профессионального роста и развития социально-важных личностных качеств и свойств. Цель настоящей статьи состоит в изучении способности проектировать профессиональную биографию у будущих педагогов и практикующих воспитателей, которая представляется как базовая компетенция и предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения.

Методы исследования. В исследовании приняли участие 322 студента, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, включающим профиль «Дошкольное образование» и 578 практикующих педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях Уральского Федерального округа, Ханты-Мансийкого автономного округа – Югра, Ямало-Ненецкого автономного округа. Студенты обучались на итоговых курсах (4,5 курс) очной и заочной формы обучения. Педагогический стаж практикующих педагогов составляет: от 5 до 10 лет – 223 человека, от 11 до 20 лет – 347 человек, от 21 года до 30 лет – 8 человек. Образование – высшее, полученное в разных учебных заведениях России. Для проведения исследования использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов и авторских методик: экспертная оценка уровня интеллектуальной культуры; самооценка уровня интеллектуальной культуры; анкетирование; методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. А. Реана); анализ продуктов деятельности. Ведущей методологией выступил биографический метод.

Результаты. Проанализированы основные подходы к проблеме проектирования профессиональной биографии как предиктора непрерывного профессионального самоопределения и обучения. Выделены базовые параметры данной компетенции, позволяющие производить оценивание уровня ее сформированности. Предложена методика оценивания готовности прогнозировать профессиональную биографию как одного из таких параметров, основанная на применении метода экспертной оценки. На основе экспериментального исследования дана характеристика высокого, среднего и низкого уровня сформированности данной компетенции. Установлен уровень способности проектировать профессиональную биографию в двух экспериментальных выборках – студенты и педагоги, который определен как низкий и средний (низкий уровень выявлен у 17,1% студентов и 42,9% педагогов, средний – у 79,5% и 55,5% и высокий – у 3,4% и 1,6% соответственно). Обосновано с помощью математической статистики, что у студентов способность проектировать профессиональную биографию находится на более высоком уровне по сравнению с педагогами (полученное значение φ* с критическими значениями: φ≤1,64 (р<0,05) и φ ≤2,31 (р<0,01); и φ*эмп = 1,683).

Заключение. 1. Уровень развития способности проектировать профессиональную биографию студентами и педагогами является недостаточным. 2. Для становления и развития способности проектировать профессиональную биографию необходимо уделять внимание формированию данной компетенции в образовательных организациях, важна нацеленность образовательной программы высшего образования на ее становление. 3. Личности важно предоставить право самой выбирать дисциплины учебного плана и формировать персонализированную образовательную траекторию.

Ключевые слова: профессиональная биография, профессиональное самоопределение, самообразование, профессия

Ссылка для цитирования: Крежевских О. В. Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 430-445. doi: 10.32744/pse.2020.6.33

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторе:

Крежевских Ольга Валерьевна (Россия, Шадринск) - Доцент, кандидат педагогических наук, декан педагогического факультета. Шадринский государственный педагогический университет. E-mail: MailOlga84@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: