Введение. Подготовка специалистов высокого уровня требует активного внедрения в образовательную вузовскую систему педагогических технологий, способствующих развитию мышления высшего порядка. При этом разработка и апробация технологий развития критического мышления в высшем образовании России встречает значительные трудности. Целью данного исследования является обоснование необходимости и возможности развития критического мышления при обучении иностранному языку в вузе, в частности, в рамках междисциплинарного курса “Медиаграмотность”.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составил компетентностный подход при обучении иностранному языку на основе технологии критического мышления через чтение и письмо. Основными методами исследования являются анализ научной литературы российских и зарубежных ученых по проблеме, диагностические методики (анкетирование, наблюдение), тест критического мышления Лорен Старки. Опытно-экспериментальное исследование, состоящее из установочного, констатирующего, обучающего и контрольного этапов, было проведено на базе Петрозаводского государственного университета в период 2016-2019 гг. В нем приняло участие 260 студентов нелингвистических направлений подготовки 1 и 4 года обучения бакалавриата. Для сравнительного анализа данных, полученных в разных группах испытуемых использовался статистический критерий Вилкоксона для связанных выборок.
Результаты исследования. В ходе исследования был разработан и апробирован авторский учебный курс «Медиаграмотность. Анализируя СМИ на английском языке» и УМК «Mass Media» в 3 частях. Сравнительный анализ данных, полученных до обучения и после, выявил значительную динамику в экспериментальной группе (Z=-5,07; p≤0,001), и умеренную – в контрольной (Z=-2,34; p≤0,05). На итоговом срезе экспериментальная группа продемонстрировала достоверно более высокий уровень критического мышления (на 0,1% уровне значимости), чем в контрольной, при средних значениях интегрального показателя 25,17 и 19,96 баллов соответственно.
Выводы. Полученные результаты исследования подтверждают гипотезу о возможности формирования универсальной компетенции “критическое мышление” посредством изучения курса “Медиаграмотность” на иностранном языке. Разработанный учебный курс является междисциплинарным и может быть использован на разных направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления через чтение и письмо, иноязычная коммуникативная компетентность, медиаграмотность, медиакомпетентность, универсальные компетенции
Ссылка для цитирования: Юсупова Л. Н., Татарина Т. М., Юдин Н. В. Развитие критического мышления в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности на примере курса “Медиаграмотность” // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 180-191. doi: 10.32744/pse.2020.6.14

Информация об авторах:
Юсупова Лилия Наильевна (Россия, г. Петрозаводск) - Старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений. Петрозаводский государственный университет. E-mail: english.tutor.lnyusupova@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-1336-5303 Татарина Татьяна Михайловна (Россия, г. Петрозаводск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений. Петрозаводский государственный университет. E-mail: tattan@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7477-029X Юдин Николай Владиславович (Россия, г. Петрозаводск) - Кандидат психологических наук, доцент института психологии и педагогики. Петрозаводский государственный университет. E-mail: psyudin@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-7896-0736