Введение. Актуальность заявленной проблемы продиктована тенденцией развития методики преподавания русского языка как иностранного в области применения цифровых средств обучения. В поле зрения исследования находятся мобильные приложения, которые иностранные студенты используют самостоятельно при изучении русского языка.
Цель исследования – выявить факторы, которые влияют на предпочтения студентов, изучающих русский язык в разных странах, при выборе языковых интернет-приложений.
Методология и методики исследования. В исследовании использованы теоретические методы анализа научных источников, анализ особенностей изучения русского языка в странах, имеющих разный социокультурный контекст языкового образования (Чешская Республика, Туркменистан). Для сбора эмпирических данных применялся опрос (всего 103 респондента).
Результаты. Исследование показало, что около 90% студентов из обеих групп прибегают к использованию мобильного Интернета для изучения русского языка. Студенты из Чешской Республики значительно чаще, чем их ровесники из Туркменистана, выбирают такой цифровой ресурс, как языковые интернет-приложения (80% к 28%). Чешские студенты предпочитают применяют приложения со встроенными методическими системами, предполагающими развитие разных видов речевой деятельности. Студенты из Туркменистана используют приложения с ограниченным спектром методических ресурсов. К выявленным факторам, влияющим на предпочтения студентов, можно отнести следующие: существующий контекст языкового образования (доступность изучения языков, включение цифровых ресурсов в обучение), представленность родного языка в цифровых ресурсах, владение языком-посредником, включенным в цифровое образовательное пространство.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, языковые Интернет-приложения, высшее образование, мобильное обучение
Ссылка для цитирования: Потемкина Т. В., Бондарева Л. В., Новоселова С. Ю., Шевечкова М. Анализ предпочтений студентов при выборе мобильных приложений для изучения русского языка как иностранного // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 220-233. doi: 10.32744/pse.2020.6.17

Информация об авторах:
Потемкина Татьяна Валерьевна (Россия, г. Москва) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». E-mail: potemkinatv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2666-4879. Resaecher ID: A-5467-2017 Бондарева Лилия Владимировна (Россия, г. Москва) - Доцент, кандидат политических наук, заведующий кафедрой иностранных языков и коммуникативных технологий. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». E-mail: liliabondareva@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-5271-4492 Новоселова Светлана Юрьевна (Россия, г. Сочи) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания. Сочинский институт (филиал). «Российский университет дружбы народов». E-mail: novoselovaapk@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2289-6878 Шевечкова Моника (Чешская Республика, Брно) - Ph.D., старший преподаватель курсов русского как иностранного, заведующий отделом Лингвистического центра на Факультете естественных наук. Университет им Т. Г. Масарика. E-mail: Monika.Seveckova@econ.muni.cz. ORCID ID: 0000-0002-7212-6257