Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды (на примере уроков математики и музыки)

Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды (на примере уроков математики и музыки)

Введение. Развитие педагогической науки требует внедрения новых технологий, форм, методов воздействия на детский микросоциум. На настоящем этапе общественного развития все чаще возникает необходимость нравственно-этического воспитания подрастающего поколения как усвоение внешних требований к поведению согласно собственным убеждениям, активно развивающимся в младшем школьном возрасте. В данной связи актуальным является исследование возможностей использования рефлексивной среды на разнонаправленных уроках математики и музыки.

Целью исследования явилось изучение развития нравственно-этических качеств вследствие организации рефлексивной среды на уроках математики и музыки для детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы исследования. Экспериментальное исследование было проведено с сентября 2016 по май 2020 года. Базой исследования выступили МОУ СОШ № 22 и МБОУ СОШ № 28 г. о. Орехово-Зуево Московской области и обучающиеся в них в количестве 212 человек. Для статистической обработки был использован статистический критерий χ2-Пирсона.

Результаты исследования. Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволили выявить и охарактеризовать ряд недостатков в когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах нравственно-этического развития младших школьников. В соответствии с необходимостью развития нравственно-этических качеств в экспериментальных классах обеих школ была организована соответствующая рефлексивная среда. Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды прошло успешно, что подтверждается статистически достоверными различиями на контрольном этапе эксперимента (χ2 = 42,27; p < 0,05).

Обсуждение результатов и заключение. Необходимость формирования рефлексивных способностей в младшем школьном возрасте диктует создание специальной среды, применение эффективных авторских приемов. В структуру уроков математики и музыки целесообразно включать использование рефлексивных практико-ориентированных ситуаций.

Ключевые слова: нравственность, этические качества, рефлексивная среда, урок математики, урок музыки, дети младшего школьного возраста

Ссылка для цитирования: Колычева Г. Ю., Калинина, И. Г., Заварина С. Ю. Развитие нравственно-этических качеств детей младшего школьного возраста посредством рефлексивной среды (на примере уроков математики и музыки) // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 263-274. doi: 10.32744/pse.2020.6.20

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Колычева Галина Юрьевна (Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области) - Доцент, кандидат филологических наук, декан факультета дополнительного образования. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: fppk@ggtu.ru

Калинина Ирина Геннадьевна (Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области) - Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики начального и дошкольного образования. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: irina.fio@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0925-0658

Заварина Светлана Юрьевна (Россия, г.о. Орехово-Зуево Московской области) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: szavarina@mail.ru


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: