Проблема и цель. В современном обществе информационную безопасность необходимо рассматривать как один из факторов сохранения и укрепления здоровья. Школьники являются одно из категорий граждан, которые наиболее уязвимы и менее защищены от информационных воздействий в Интернете. Соблюдение определенных условий способствует формированию безопасности личности в информационном пространстве, а также сохранению психического и духовно-нравственного здоровья.
Методы исследования. В исследовании приняли участие две группы школьников 5-9 экспериментальных (228 человек) и контрольных (212 человек) классов. Эксперимент представлял собой два этапа. Первый этап: измерение компонентов на начальной стадии их формирования, без целенаправленного вмешательства педагогов и родителей. Второй этап предусматривал получение цифровых данных после внедрения определенных условий, способствующих формированию безопасности личности в информационном пространстве. Сравнение полученных показателей на первом и втором этапах осуществлялось с использованием критерия U-Манна-Уитни, а также метода описательной статистики по определению среднего значения выраженности признака.
Результаты исследования. Анализ эффективности формирования компетентности здоровьесбережения учащихся показал значимые различия по ряду шкал (р<0,05). Были показаны позитивные изменения в экспериментальной группе учащихся. Прирост в среднем значении (М) по показателям составил: владение знанием содержания компетентности (0,57), опыт проявления компетентности (0,64), отношение к содержанию компетентности (0,33), эмоционально-волевая регуляция проявления компетентности (0,6), готовность к проявлению компетентности (0,71). Выявлены статистически значимые различия по компонентам компетентности (р<0,05). Данная категория детей характеризуется высокой мотивацией к изменениям в личностной сфере и творческим подходом к общему делу.
Заключение. Авторская интерпретация понятия «информационная безопасность» имеет практическую значимость для школьника в том, чтобы учащийся владел приемами защиты от информации, несущей угрозу его здоровью и развитию, мог регулировать свое поведение, владел механизмами защитного поведения в проблемной ситуации относительно происходящего. Эксперимент показал, что соблюдение учащимися предложенных условий может решать проблему формирования умений информационной безопасности школьников в учреждении образования, необходимо определить, какие из них могут поддерживаться социальным педагогом, другие – практическим психологом, третьи – родителями и т.д.
Ключевые слова: компетентность здоровьесбережения, информационная безопасность, психологическая защита, психическое развитие, духовно-нравственное развитие
Ссылка для цитирования: Капалыгина И. И. Повышение компетентности здоровьесбережения учащихся 5‑9 классов в условиях соблюдения информационной безопасности // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 275-287. doi: 10.32744/pse.2020.6.21

Информация об авторе:
Капалыгина Ирина Ивановна (Республика Беларусь, г. Гродно) - Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. E-mail: kapalygina_ii@gsru.by