Перспективы науки и образования

Главная » социальная педагогика » Экологическое воспитание студентов как фактор развития социального капитала (на примере практики раздельного сбора бытового мусора)

Экологическое воспитание студентов как фактор развития социального капитала (на примере практики раздельного сбора бытового мусора)

Введение. Социальный капитал представляет собой совокупность ресурсов социального взаимодействия человека – социальных связей, норм социального обмена и доверия. Являясь важнейшей частью человеческого капитала, социальный капитал становится показателем сплоченности общества, прежде всего – в вопросах реализации социо-системных ценностей – выживания и целостности общества, заботы о нынешних и будущих поколениях. В этой связи, реализация экологических ценностей является важным направлением развития социального капитала и ключевой задачей экологического воспитания студенчества.

Экологическое воспитание студентов возможно посредством решения актуальной общественной проблемы – раздельного сбора бытового мусора. Эта проблема все больше актуализируется и обсуждается как на нормативно-правовом, так и общественном уровнях. Отсутствует сформированное общественное мнение – понимание возможностей и угроз данной проблемы, готовности населения к участию в ее решении.

Целью статьи явился анализ мнения студенчества относительно перспектив и возможностей решения проблемы раздельного сбора мусора в обществе, готовности самостоятельно участвовать в данной практике, а также оценка возможностей использования данной практики в целях экологического воспитания и повышения социальной солидарности.

Материалы и методы: 1) качественный содержательный анализ 200 эссе студентов на тему «Экологические проблемы моего региона»; 2) анкетирование 400 студентов Вятского государственного университета.

Результаты исследования. Представлена высокая готовность студентов практиковать раздельный сбор мусора на фоне иных экологических практик (до 70%, в основном девушки (χ2 =24,1, р=0,001), студенты старших курсов (χ2 =70, р=0,001). Показан высокий познавательный интерес к данной проблеме – 53% студентов хотели бы ее дополнительно изучать. В качестве первого шага к снижению количества мусора студенты видят покупку товаров в биоразлагаемой упаковке (97% студентов готовы это делать в разной степени). Прежде всего студенты готовы собирать непортящиеся отходы – бумагу, пластик, стекло, в меньшей степени – органические отходы, металл, одежду и обувь. Более половины студентов понимают, что практика раздельного сбора мусора – это перспективное направление развития цивилизованного общества, способствующая улучшению эстетики дворов, повышения качества среды, сохранения ценных ресурсов, лесов и, в целом, – проявления заботы о будущих поколениях. Обозначены основные направления работы по экологическому воспитанию и повышению социальной солидарности на основании полученных данных.

Ключевые слова: социальный капитал, социальная солидарность, экологическое воспитание, экологические ценности и практики, раздельный сбор мусора

Ссылка для цитирования: Бушкова-Шиклина Э. В., Мусихина Т. А. Экологическое воспитание студентов как фактор развития социального капитала (на примере практики раздельного сбора бытового мусора) // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 288-299. doi: 10.32744/pse.2020.6.22

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бушкова-Шиклина Эльвира Васильевна (Россия, г. Киров) - Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии, социологии и философии. Вятский государственный университет. E-mail: elvira_bsh@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3929-5240

Мусихина Татьяна Анатольевна (Россия, г. Киров) - Доцент, кандидат географических наук, заведующий кафедрой промышленной и прикладной экологии. Вятский государственный университет. E-mail: mtamta1@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4714-0572 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: