Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Особенности дистанционного обучения русскому языку иностранных учащихся в современных условиях российского вуза

Особенности дистанционного обучения русскому языку иностранных учащихся в современных условиях российского вуза

Введение. Дистанционное обучение с начала пандемии COVID-19 стало основным способом получения образования в вузах Российской Федерации. В новых условиях академической деятельности необходимо пересмотреть подходы к организации обучения, существующие методы и технологии обучения русскому языку как иностранному (РКИ).

Материалы и методы. Цель исследования – показать преимущества и недостатки процесса обучения русскому языку как иностранному в дистанционном формате с точки зрения иностранных учащихся и преподавателей РКИ. Для достижения данной цели авторы используют следующие методы: метод анкетирования, метод сравнительного анализа и систематизации, метод контент-анализа. В анкетировании участвовало 138 иностранных учащихся программы предвузовской подготовки из 29 стран мира и 52 преподавателя русского языка как иностранного Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).

Результаты исследования. Проведенное анкетирование позволило выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения в организационном аспекте, в психологическом аспекте (у студентов и у преподавателей), в методическом аспекте у преподавателей и в образовательном (учебном) у студентов. К достоинствам дистанционного обучения относят прежде всего экономию времени на дорогу (93% учащихся) и доступность электронных образовательных ресурсов (89% учащихся и 100 % преподавателей) и др. В качестве основных недостатков отмечаются: полная зависимость от техники и от качества работы Интернета (100% учащихся и преподавателей); недостаток практического общения на русском языке (96% учащихся); увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе (91% учащихся); значительное увеличение количества времени на подготовку к учебным занятиям (100% преподавателей); отрицательное влияние дистанционного обучения на состояние здоровья (100%) и др.

Обсуждение результатов. Полученные результаты анкетирования позволяют определить траекторию дальнейших методических поисков в области разработки новых технологий обучения.
Заключение. В современных условиях онлайн-обучение становится неотъемлемой частью образовательного процесса, в котором технологическая учебная среда должна содействовать формированию инновационной модели академической деятельности иностранных учащихся в языковой подготовке к обучению в вузах Российской Федерации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, русский язык как иностранный, иностранные учащиеся, программа предвузовской подготовки, оценка онлайн-обучения, пандемия COVID-19

Ссылка для цитирования: Баранова И. И., Виноградова М. В., Доценко М. Ю. Особенности дистанционного обучения русскому языку иностранных учащихся в современных условиях российского вуза // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 204-219. doi: 10.32744/pse.2020.6.16

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Баранова Ирина Ивановна (Россия, Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: baranova_ii@spbstu.ru. ORCID ID: 0000-0002-5532-2125

Виноградова Марина Владимировна (Россия, Санкт-Петербург) - Кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: marinavla2008@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0001-7149-2549

Доценко Мария Юрьевна (Россия, Санкт-Петербург) - Кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: aisum@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1186-3779

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: