Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19

Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19

Вынужденный экстренный повсеместный переход в период пандемии COVID 19 на дистанционное обучение потребовал перестройки всего образовательного процесса в вузах, срочного освоения новых инструментов для работы в цифровой среде, адаптации к новым способам коммуникации в системе преподаватель-студент. Новизна работы состоит в разработке методики, позволяющей выявить готовность преподавателя вуза к переходу на полное дистанционное обучение, индикаторами которой выступают психологическое состояние, психологическая напряженность, педагогическое мастерство, владение формами и средствами дистанционного обучения.

В мае 2020 года был проведен анонимный онлайн-опрос преподавателей российских вузов с целью определения готовности к переходу на дистанционное обучение в условиях самоизоляции в период пандемии COVID 19. В опросе приняли участие 172 преподавателя, работающих на различных направлениях подготовки. Определено, что все преподаватели независимо от опыта работы, стажа, предметной направленности имеют высокие показатели психологического дискомфорта и психологической напряженности.

Выявлено, что самооценка готовности преподавателей к дистанционному обучению имеет средне-низкие значения (3,75). Опрос показал не вполне благополучный уровень психологического состояния респондентов в период пандемии (4,5). Преподаватели не были готовы работать исключительно в дистанционном формате вне зависимости от пола, возраста, стажа работы и направления подготовки, на котором преподают респонденты. Анализ показал, что самооценка изменения профессионального мастерства различается у группы молодых преподавателей, не имеющих ученую степень (у которых предположительно более высокая мотивация карьерного роста, саморазвития, защиты кандидатской диссертации, повышения в должности) и группы возрастных преподавателей, кандидатов и докторов наук (уже имеющих на момент опроса значимый профессиональный статус.

Сделаны выводы о том, что при наличии довольно высокой психологической нагрузки, сопровождавшей работу преподавателей в период пандемии и необходимости полного перехода на дистанционное обучение, респонденты довольно успешно преодолели ее, актуализировав позицию профессионального развития, готовности и далее продолжать работать в дистанционном режиме, что свидетельствует о довольно высоком адаптационном потенциале российских вузовских преподавателей. Экстренная смена режима работы, необходимость овладения новыми технологиями, формами обучения не явились непреодолимым фрустрирующим фактором, а стали новыми мотиваторами профессионального развития. Тем не менее требует особого изучения вопрос «психологической цены» такой адаптации, анализа того, какие деформации личности преподавателя могут быть следствием полного перехода на дистанционное обучение в период пандемии.

Ключевые слова: психологическая готовность, адаптация, психологическое состояние, профессиональное мастерство, самоизоляция, дистанционное обучение, преподаватели вузов

Ссылка для цитирования: Пучкова Е. Б., Темнова Л. В., Сорокоумова Е. А., Чердымова Е. И. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 89-102. doi: 10.32744/pse.2020.6.8

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Пучкова Елена Борисовна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования. Московский педагогический государственный университет. E-mail: eb.puchkova@mpgu.su. ORCID ID: 0000-0003-3194-615X

Темнова Лариса Витальевна (Россия, Москва) - Профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры современной социологии. МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: temnova.larisa@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-5197-816X

Сорокоумова Елена Александровна (Россия, Москва) - Профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования. Московский педагогический государственный университет. E-mail: cea51@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2060-7657

Чердымова Елена Ивановна (Россия, Самара) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии. Самарский государственный университет. E-mail: cheiv77@ mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-0648-4312

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: