Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии

Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии

Введение. Необходимость поддержания социальной изоляции в условиях распространения COVID-19 потребовала от образовательных организаций реализации ускоренных мер по введению дистанционного обучения. Цель данного исследования заключается в оценке уровня адаптации студентов российских вузов к новым образовательным практикам, преимуществ и рисков дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19.

Материалы и методы. Исследование было проведено с мая по начало июля 2020 года в форме анкетного опроса студентов старших курсов очной и заочной форм обучения в Российском государственном социальном университете (N=146; девушек – 58,9%, юношей – 41,1%.).

Результаты. Результаты исследования иллюстрируют успешность адаптации студентов к переходу на дистанционное обучение, большинство опрошенных не испытывали сложностей организации учебного процесса в удаленном режиме. Проблемы учащихся связаны с изменением формата взаимодействия с преподавателем, увеличением учебной нагрузки, недостаточным уровнем материально-технического оснащения рабочего места. Результаты исследования показали, что в условиях дистанционного обучения акцент в работе преподавателя смещается на демонстрацию видеороликов (27,4%). Только 9,6% опрошенных указали, что преподаватель в своей работе использует деловые игры; 5,5% – технологии виртуальной реальности; презентации – 1,4% респондентов. Недостаточность «живого общения» с преподавателем, плохое качество обратной связи с ним, снижение мотивации и интереса к учебе являются ключевыми ограничениями эффективности дистанционного обучения. Интерес студентов к учебе в дистанционном формате определяется такими параметрами, как харизматичность преподавателя (79,5%), его умение удерживать внимание слушателей (57,5%), уровень использования цифровых инновационных технологий (72,6%).

Выводы. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что компенсаторами выявленных проблем могут стать: широкое использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, повышение уровня интерактивности проводимых занятий, гибкость и индивидуальный подход при организации обучения, личная заинтересованность преподавателя, поддержка обратной связи со студентами.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, образование, дистанционное обучение, студенты, цифровые технологии

Ссылка для цитирования: Фролова Е. В., Рогач О. В., Рябова Т. М. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 78-88. doi: 10.32744/pse.2020.6.7

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Фролова Елена Викторовна (Россия, Москва) - Доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и административного управления. Российский государственный социальный университет. E-mail: efrolova06@mail.ru

Рогач Ольга Владимировна (Россия, Москва) - Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления. Российский государственный социальный университет. E-mail: rogach16@mail.ru

Рябова Татьяна Михайловна (Россия, Москва) - Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления. Российский государственный социальный университет. E-mail: tani-87@inbox.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: