Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета)

Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета)

Введение. Актуальность исследования обусловлена наличием дефицита обученных педагогов – руководителей школьных служб медиации и будущих медиаторов. Снижение дефицита возможно только через повышение компетентности педагогов в области разрешения конфликтов и формирование способности и готовности к применению практик медиации, направленных на создание бесконфликтной образовательной среды и гармонизацию межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве. Авторами представлена покомпонентная модель формирования медиативной компетентности участников образовательного процесса из числа руководителей школьных служб медиации и будущих медиаторов и проведена ее апробация.

Материалы и методы. В исследовании были использованы методики измерения компонент медиативной компетентности: коммуникативной, информационно-аналитической, организационно-управленческой, эмоциональной. В исследовании приняли участие две группы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтом» 55 человек (экспериментальная группа) и 60 человек (контрольная группа), педагоги, не имеющие подготовки по программам медиации. Сравнительный анализ групп проводился с использованием критерия U-Манна-Уитни.

Результаты. Анализ эффективности формирования медиативной компетентности показал значимые различия (p<0,05) по ряду шкал, влияющих на эффективность формирования компонентов медиативной компетентности. Достоверные изменения (p<0,05) выявлены по параметрам выраженности коммуникативных умений, что говорит о сформированности уверенного партнерского стиля поведения. Значимы изменения компоненты эмоциональной компетенции: эмоциональная осведомленность (p= 0, 002), управления эмоциями (p= 0, 045), распознавание эмоций других людей (p= 0,021). Наблюдается достоверная разница в сформированности информационно-аналитической компетенции (p<0,05), в первую очередь по параметру мотивации (p=0,000) использования практик медиации для решения конфликтов.

Заключение. Выявлено, что формирование медиативной компетенции участников образовательного пространства Красноярского края, может проходить через программы профессиональной переподготовки и будет эффективным при объединении усилий академического сообщества и практикующих медиаторов, профессиональных сообществ медиаторов и кооперации ресурсов различных университетов Сибири.

Ключевые слова: медиация в образовании, медиативные практики, конфликт, медиативная компетентность, поликультурность, виктимология, школьные службы медиации, восстановительные практики

Ссылка для цитирования: Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Андронникова О. О. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 413-428. doi: 10.32744/pse.2020.5.29

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Смолянинова Ольга Георгиевна (Россия, Красноярск) - Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования. Директор института педагогики, психологии и социологии. Сибирский федеральный университет. E-mail: smololga@mail.ru. ORCID ID: 0000–0002–5597–6348. Scopus ID: 55150186700 

Коршунова Вера Владимировна (Россия, Красноярск) - Кандидат педагогических наук, доцент. Заместитель директора по науке. Сибирский федеральный университет. E-mail: wera7@mail.ru. ORCID ID: 0000–0002–2042–2417. Scopus ID: 57207947700

Андронникова Ольга Олеговна (Россия, Красноярск) - Кандидат психологических наук, доцент. Декан факультета психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: andronnikova_69@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1756-7682. Scopus ID: D-2926-2014 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: