Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Методика идентификации учебных дисциплин в группе риска успеваемости

Методика идентификации учебных дисциплин в группе риска успеваемости

Актуальность исследования обусловлена отсутствием в литературе практических моделей и алгоритмов повышения качества образования путём идентификации рисковых для успеваемости дисциплин. Такие дисциплины становятся «камнем преткновения» на пути успешного освоения студентами образовательной программы. Следствием являются пересдачи, лишение стипендии, академические задолженности, отчисление. Рисковые дисциплины требуют принятия корректирующих управленческих воздействий, позволяющих снизить риски неудовлетворительного преподавания и/или изучения.

Исследование направлено на выявление показателей для оценки риска успеваемости и разработку научно-обоснованной методики идентификации дисциплин, относящихся к группе риска. Для статистического анализа были использованы результаты успеваемости 462 студентов второго курса разных направлений подготовки по 92 дисциплинам.

Разработаны два подхода идентификации дисциплин, входящих в группу риска по успеваемости: 1) расчет суммарного балла риска каждой дисциплины; 2) кластеризация дисциплин. Оба подхода базируются: на показателях успеваемости; не рисковой области определения значений этих показателей; идентификации дисциплин, выходящих за пределы не рисковой области. Каждый из подходов позволил выделить рисковые для успеваемости дисциплины (22 первым методом, 27 вторым). Выявлена высокая корреляция идентифицированных двумя методами дисциплин. У дисциплин с формой контроля «экзамен» – r = 0,99, с формой контроля «зачёт» – r = 0,77.

Предлагаемые варианты методики могут быть применены в вузах, эксплуатирующих системы управления учебным процессом, поддерживающих функции движения контингента студентов и учёта успеваемости.

Ключевые слова: успеваемость студентов, качество образования, образовательный процесс, риск успеваемости, показатели успеваемости

Ссылка для цитирования: Погребников А. К., Шестаков В. Н., Якунин Ю. Ю. Методика идентификации учебных дисциплин в группе риска успеваемости // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 465-478. doi: 10.32744/pse.2020.5.33

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Погребников Александр Константинович (Россия, г. Красноярск) - Старший преподаватель кафедры интеллектуальных систем управления. Институт космических и информационных технологий. ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». E-mail: akpogrebnikov@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-6003-2555

Шестаков Вячеслав Николаевич (Россия, г. Красноярск) - Кандидат философских наук, доцент кафедры современных образовательных технологий. Институт педагогики, психологии и социологии. ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». E-mail: shestakoffs@yahoo.com. ORCID ID: 0000-0001-7737-2900

Якунин Юрий Юрьевич (Россия, г. Красноярск) - Доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой интеллектуальных систем управления. Институт космических и информационных технологий. ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». E-mail: yakuninyy@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2330-2963

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: