Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Уровень развития памяти как фактор успешной актуализации знаний школьников юношеского возраста

Уровень развития памяти как фактор успешной актуализации знаний школьников юношеского возраста

В связи с введением в Российской Федерации государственной итоговой аттестации все более актуальным становится изучение эффективности и уровня развития памяти обучающихся и её влияния на успешность сдачи итогового школьного экзамена.

На материале эксперимента, который проводится в школах города Орехово-Зуева, рассматривается процесс и результаты актуализации знаний школьников. В исследовании приняли участие 42 обучающихся г.о. Орехово-Зуева Московской области. Применена методика диагностики мнемических способностей Л.В. Черемошкиной. Статистический анализ осуществлялся с применением rs-критерия ранговой корреляции Спирмена, U-критерия Манна-Уитни.

Проанализированы закономерности актуализации знаний на итоговых школьных экзаменах у школьников с различной продуктивностью природной памяти, уровнем реализации мнемических действий и наличием регуляции познавательной активности. Уровень развития памяти связан с успешностью прохождения школьниками государственной итоговой аттестации по математике, информатике и обществознанию. Продуктивность природной памяти выступает фактором успешной актуализации знаний по математике и информатике (rs=-0,75; р<0,05). Наличие регуляции мнемической активности является фактором эффективной актуализации знаний по обществознанию (rs=0,41; р<0,05).

Результаты исследования позволяют с другой стороны взглянуть на проблему сохранения учебного материала, подчеркивая практическую значимость психологических исследований памяти, и могут быть использованы при осуществлении учебного процесса на всех уровнях общего образования, начиная с этапа составления программ и заканчивая проведением каждого конкретного урока.

Ключевые слова: память, способности к запечатлению, мнемические действия, регуляция мнемической активности, актуализация, качество знаний, государственная итоговая аттестация

Ссылка для цитирования: Осинина Т. Н., Усцева М. Н. Уровень развития памяти как фактор успешной актуализации знаний школьников юношеского возраста // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 319-329. doi: 10.32744/pse.2020.5.22

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Осинина Татьяна Николаевна (Россия, Московская область, г. Орехово-Зуево) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: tatyanaosinina@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1031-2617. Scopus ID: 57215905940

Усцева Мария Николаевна (Россия, Московская область, г. Орехово-Зуево) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: ustseva.maria@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-9940-2912

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: