Введение. Общение в подростковом возрасте часто сопровождается проявлением неуверенности и повышением уровня тревожности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью психолого-педагогического изучения феномена общения подростков с повышенным уровнем тревожности, что позволит совершенствовать работу специалистов с целью обеспечения оптимального интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития у лиц данной возрастной группы.
Цель исследования – составить психолого-педагогические характеристики «тревожного» и «не тревожного подростка» в процессе общения.
Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось в образовательных организациях г. Коломны и г. Орехово-Зуево Московской области, где в качестве респондентов выступали учащиеся 6-7 классов. Общий объем выборки: 60 человек: 30 девушек и 30 юношей. В интересах изучения психолого-педагогических характеристик межличностного общения подростков с повышенным уровнем тревожности нами были использованы следующие эмпирические методы: методика «тест коммуникативных умений Л. Михельсона»; методика изучения уровня коммуникативных и организаторских способностей (КОС) (Синявский В. В., Федорошин В. А.); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири; методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Использованы методы статистической обработки данных: корреляционный анализ Спирмена, сравнительный анализ Манна-Уитни, включенный в статистический пакет анализа STATISTICA v. 6.0.
Результаты. Проведенное нами эмпирическое исследование на выявление особенностей общения подростков с повышенным уровнем тревожности, показало, что для данной категории детей характерно в процессе общения прибегание к зависимому типу поведения, данный показатель выявлен у 15 респондентов (25%), что может проявляться в зависимости мнения от окружающих, потребности в помощи и доверии со стороны окружающих и чрезмерной скромности, что так же характерно для еще одного типа общения данной категории подростков – покорного типа. Кроме того, подростки с повышенным уровнем тревожности могут выбирать агрессивный тип в общении, данный показатель выявлен у 9 респондентов (15 % от группы), что может выражаться в несдержанности, вспыльчивости и недружелюбии.
Ключевые слова: тревожность, межличностное общение, подростковый возраст
Ссылка для цитирования: Ерофеева М. А., Зуйкова А. А., Сафронов А. И. Психолого-педагогическая характеристика межличностного общения подростков с повышенным уровнем тревожности // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 293-303. doi: 10.32744/pse.2020.5.20

Информация об авторах:
Ерофеева Мария Александровна (Россия, Москва) - Доктор педагогических наук, профессор. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя; Профессор кафедры педагогики. Государственный социально-гуманитарный университет. E-mail: erofeeva-ma72@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-7176-513X Зуйкова Анна Александровна (Россия, Москва) - Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя. E-mail: ania.zyikova@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-5378-4959 Сафронов Алексей Игоревич (Россия, Орехово-Зуево) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: safronovletter@mail.ru. ORCID ID:0000-0002-5176-8218