Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций

Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций

Актуальность изучения агрессии детей в киберпространстве остается предельно высокой в силу продолжающейся интенсификации цифровой коммуникации, развития социальных медиа и новых форматов взаимодействия, особенностей цифровой социализации поколения Z. В ходе теоретического анализа работ зарубежных исследователей, в основном, последних пяти лет, посвященных проблеме травли в сети Интернет, приводятся данные многочисленных опросов о распространенности феномена в различных странах, обсуждаются принятые в научной среде трактовки понятия «кибербуллинг», рассматриваются его классификации и виды, а также наиболее популярные теоретические модели этого деструктивного явления, выделяются предпосылки и предикторы, роли участников коммуникации и особенности их взаимодействия в виртуальной среде. Обзор современных исследований позволил обратить внимание на используемые за рубежом методики сбора информации, а также на взаимосвязи с характеристиками «темной триады личности» и параметрами теста «Большая пятерка». Анализируя деструктивное поведение в киберпространстве, ученые связывают его с чрезмерной степенью самораскрытия в социальных сетях и публикацией слишком откровенного, провокативного контента, повышенным употребление психоактивных веществ, низким уровнем дружеской поддержки, негативным семейным окружением и сексуальным насилием. Показано, что высокая степень дружеской поддержки сверстников, теплые отношения в школе, поддержка родителей являются защитным фактором от виртуальной травли. Виктимизация от кибербуллинга влияет на психосоматический статус жертвы, вызывая повышенную тревожность, гнев, депрессию, проблемы со сном, воровство, причинение вреда и нарушение общественных правил.

Ключевые слова: кибербуллинг, жертва и кибер-агрессор, социальные медиа, подростки, предикторы кибербуллинга, виктимизация

Ссылка для цитирования: Дейнека О. С., Духанина Л. Н., Максименко А. А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 273-292. doi: 10.32744/pse.2020.5.19

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Дейнека Ольга Сергеевна (Россия, Санкт-Петербург) - Профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры политической психологии. Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: osdeyneka@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-8224-2190

Духанина Любовь Николаевна (Россия, Кострома) - Профессор, доктор педагогических наук, председатель. Общероссийская общественно-государственная просветительская организация Российское общество «Знание». ORCID ID: 0000-0002-6389-3497

Максименко Александр Александрович (Россия, Москва) - Доцент, доктор социологических наук, кандидат психологических наук, аналитик проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики.  Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: maximenko.al@gmail.com. ORCID ID: 0000-0003-0891-4950

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: