Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья

Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья

Соотнесение характеристик академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволит выработать наилучшие стратегии в реализации принципа равных возможностей обучения в высших образовательных учреждениях для всех обучающихся. Цель данного исследования – анализ соотношения характеристик академической адаптации и когнитивных функций студентов с ОВЗ и без ограничений здоровья. Предполагается наличие специфики когнитивных функций и академической адаптации студентов с ОВЗ и без ограничений, которые способствуют академической адаптации и успешности учебной деятельности.

В исследовании приняло участие 419 студентов, в том числе 32 (7,8%) студента с ОВЗ. Использованы следующие методы и методики. Компоненты академической адаптации измерялись с помощью шкалы академической адаптации (Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В.). Для оценки когнитивных функций использованы методики, включенные в систему «Практика-МГУ». Для изучения особенностей мышления студентов использовался тест «Сложные аналогии», позволяющий выявить вербальные способности (мышление по аналогии). Оценка способности к концентрации и переключению внимания проведена с помощью теста «Красно-черные таблицы» (Горбов Ф. Д.). Оценка логического мышления студентов проводилась с использованием теста Количественные отношения. Для оценки формально-логических способностей и способностей к когнитивному научению студентов использовалась методика Стандартные прогрессивные матрицы Равена. Социально-демографические показатели замерялись с помощью разработанной анкеты.

В результате исследования установлено сходство показателей личностного, эмоционально-оценочного, когнитивного и мотивационного компонентов академической адаптации. Выраженность психофизиологического (t=3,25; p<0,01) и коммуникативного (t=2,05; p<0.05) компонентов – ниже у студентов с ОВЗ. Установлены значимые различия по основным показателям переключаемости внимания. Выявлены более низкие показатели переключаемости внимания (t=2,82; p<0,02), низкий темп (t=2,39; p<0,03), точность (t=2,27; p<0,04) и продуктивность (t=2,63; p<0,02).

Взаимосвязь характеристик академической адаптации и когнитивных функций преимущественно сводится не к самой функции, а к общей работоспособности, времени, затрачиваемого на решение тех или иных задач. Подтверждена более высокая успешность обучения в вузе тех, кто обладает способностью к пониманию абстракции и сложных логических связей (r=0,219; p<0,01). Сделаны выводы о необходимости создать условия для реализации принципа равных возможностей в процессе обучения студентам с ОВЗ в части индивидуализации образовательной траектории, создания условий для совершенствования коммуникативной компетентности и механизмов психофизиологической саморегуляции.

Ключевые слова: личность, студенты, академическая адаптация, переключаемость внимания, ограниченные возможности здоровья

Ссылка для цитирования: Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Созонник А. В., Гринина Е. С., Протасов П. А., Силютина Н. Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 258-272. doi: 10.32744/pse.2020.5.18

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Шамионов Раиль Мунирович (Россия, Саратов) - Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: shamionov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8358-597X. 

Григорьева Марина Владимировна (Россия, Саратов) - Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: grigoryevamv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2541-2186

Созонник Алексей Владимирович (Россия, Саратов) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: sznnik@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3930-2674

Гринина Елена Сергеевна (Россия, Саратов) - Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий на базе ГАУ СО «ЦАРИ». Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: elena-grinina@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-8766-9668

Силютина Наталья Геннадьевна (Россия, Саратов) - Лаборант-исследователь. НМЦ психологической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. E-mail: 79204123341@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-5198-962X

Протасов Павел Александрович (Россия, Саратов) - Лаборант-исследователь. НМЦ психологической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. E-mail: protasovpa213@gmail.com. ORCID ID: 0000-0003-1451-4582

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: