Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Результирующие эффекты целостной социализации-индивидуализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в физкультурно-оздоровительной деятельности

Результирующие эффекты целостной социализации-индивидуализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в физкультурно-оздоровительной деятельности

Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны, необходимостью включения детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательное пространство Детства с учетом их особых образовательных потребностей, с другой – необходимостью смещения акцента как в теоретических исследованиях, так и педагогической практике в сторону обеспечения целостности социализации–индивидуализации. Целью исследования явилось выявление и оценка результирующих эффектов целостной социализации-индивидуализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в физкультурно-оздоровительной деятельности.

В экспериментальном исследовании приняли участие 100 старших дошкольников с нормальным уровнем речевого развития и 100 старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Белгорода и Белгородской области (Российская Федерация). Использовались теоретические (анализ литературных научных источников), эмпирические (педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование) методы исследования, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, φ-критерий Фишера). Изучение и оценка результирующих эффектов целостной социализации-индивидуализации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в физкультурно-оздоровительной деятельности осуществлялись в сферах – общение, самосознание, деятельность.

В ходе исследования получены статистически значимые различия по уровню самооценки дошкольников (φэмп=2,595 > φкрит=2,31 при p<0,01); оценки себя по параметрам «Сильный» (φэмп=2,574 > φкрит=2,31 при p<0,01), «Быстрый» (φэмп=2,715 > φкрит=2,31 при p<0,01), «Меткость» (φэмп=2,567 > φкрит=2,31 при p<0,01), «Ловкий» (φэмп=2,56 > φкрит=2,31 при p<0,01), «Гибкость» (φэмп=2,85 > φкрит=2,31 при p<0,01); по уровню тревожности(φэмп=2,517 > φкрит=2,31 при p<0,01). Оценка двигательных способностей (двигательно-координационные, скоростно-силовые, силовые, гибкость, меткость, выносливость) старших дошкольников позволила констатировать наличие статистически значимых различий между данными детей с нормальным уровнем речевого развития и детей с тяжелыми нарушениями речи (p<0,05).

Полученные результаты исследования подтверждают данные, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых, и необходимость обоснования использования потенциала физкультурно-оздоровительной деятельности в решении проблемы исследования.

Ключевые слова: социализация-индивидуализация, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, физкультурно-оздоровительная деятельность, двигательные способности, инклюзивное образование

Ссылка для цитирования: Панасенко К. Е., Волошина Л. Н., Шинкарева Л. В., Галимская О. Г. Результирующие эффекты целостной социализации-индивидуализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в физкультурно-оздоровительной деятельности // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 246-257. doi: 10.32744/pse.2020.5.17

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Панасенко Карина Евгеньевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail panasenko@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0001-6852-5071

Волошина Людмила Николаевна (Россия, Белгород) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail voloshina_l@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0003-4373-1762

Шинкарева Людмила Владимировна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail shinkareva@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0003-0686-1816

Галимская Ольга Генриховна (Россия, Белгород) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail galimskaya@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-8149-7009


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: