Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Введение. В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Работа по развитию речи в условиях дошкольных и школьных образовательных организаций и не всегда имеет планомерный, системный и целостный характер. Данная составная группа детей является малоизученной в педагогической науке и практике. На занятиях по развитию речи и в самостоятельной деятельности в настоящее время не уделяется достаточно времени коллективным видам деятельности.

Материалы и методы исследования. В пилотажном исследовании приняло участие 147 детей из четырех подготовительных групп и двух первых классов начальной школы г.о. Орехово-Зуево Московской области (Российская Федерация). В качестве методов исследования были использованы: анализ зарубежной и отечественной научной литературы, опрос и экспериментальное исследование. Сравнение результатов проведено с помощью статистического критерия χ2-Пирсона. В ходе исследования использовался авторский, адаптированный для условий эксперимента инструментарий.

Результаты исследования. Исследование показало достаточно высокое качество подготовленного для проверки инструментария. Первоначально в группах респондентов был продемонстрирован низкий уровень речевого развития – 47% (69 детей), средний уровень – 51% (75 детей), высокий – 2% (3 ребенка). На формирующем этапе широко использовались коллективные виды деятельности в урочное и внеурочное время. Результаты контрольного этапа (низкий уровень 8,1%, средний 47,3%, высокий 44,6% детей) убедительно свидетельствуют об эффективности использования коллективных видов деятельности в развитии речи (χ2 = 96.813; p < 0,01).

Обсуждение результатов и заключение. Инструментарий для сбора первичной информации избран достаточно качественный. Продемонстрирована эффективность использования воспитателями дошкольных образовательных организаций и учителями начальных классов методов активного социально-психологического обучения с целью развития речи детей, а именно: олимпиад, творческих мастерских, творческих недель, коллективной творческой деятельности. Важным условием для развития речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является использование в педагогическом процессе недостаточно изучаемых в настоящее время в России и за рубежом коллективных видов деятельности.

Ключевые слова: коллективные виды деятельности, развитие речи, речевая активность, навыки речевого общения, дети старшего дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста

Ссылка для цитирования: Измайлова Р. Г., Шейнова Т. Г., Тимохина Т. В. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 199-211. doi: 10.32744/pse.2020.5.14

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Измайлова Рания Геннадьевна (Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево) - Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: kafedra.pedfak@mail.ru

Шейнова Татьяна Геннадьевна (Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево) - Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: sheinova@yandex.ru

Тимохина Татьяна Васильевна (Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево) - Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования. Государственный гуманитарно-технологический университет. E-mail: timohina.tv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1255-5073

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: