Перспективы науки и образования

Главная » Социология образования » «Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество

«Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество

Проблема и цель. Теоретической проблемой, рассматриваемой в статье, является действие феномена «самоисполняющихся пророчеств» в контексте выбора учащимися и их родителями образовательных институций. Для иллюстрации исследуется возникновение ситуации, в которой выбор будущих сильных учеников определяется уровнем школы, зависящим от выбора прошлых сильных учеников.

Методы исследования. Был проведен имитационный эксперимент средствами MS Excel, в рамках которого было смоделировано небольшое сообщество «учеников», поступающих в «школы» в течение нескольких циклов. Каждому «ученику» была сопоставлена случайно сгенерированная оценка, представляющая собой целое число в диапазоне от 2 до 5. Для каждого ученика рассчитывалась вероятность пойти в одну из школ. На основе этого распределения для каждой школы рассчитывался «рейтинг» – средний балл «выбравших» ее «учеников». Начиная со второго цикла, распределение «учеников» по «школам» ставилось в зависимость от среднего балла, полученного школами в рамках предыдущего цикла. По итогам всех циклов поступления рассчитывался показатель воспроизводства лидерства – количество повторов лидерской позиции у одной школы.

Результаты. Основным результатом эксперимента является возможность анализа постоянного воспроизводства лидерства (закрепления случайного преимущества школы, возникшего в первом цикле, в последующих циклах выбора) в связи с селективностью. Зависимость между этими двумя показателями обладает нелинейным характером, при этом с ростом уровня селективности вероятность появления «хороших школ» в качестве артефактов восприятия стремительно растет, быстро достигая 100%. Интерпретация результатов позволяет сделать вывод о том, что индивидуальные ориентации на выбор образовательного учреждения, будучи агрегированными, способствуют возникновению эффекта «самоисполняющегося пророчества» в отношении появления в общественном сознании восприятия того или иного образовательного учреждения как «хорошего», «престижного» и т.д.

Выводы. Данная закономерность поведения позволяет прогнозировать расслоение образовательных институций по престижу под воздействием селективных предпочтений, что необходимо учитывать в принятии решений при формировании образовательной политики.

Ключевые слова: теорема Томаса, выбор образовательного учреждения, воспроизводство лидерства, селективные предпочтения, расслоение образовательных институций

Ссылка для цитирования: Бабич Н. С. «Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 212-221. doi: 10.32744/pse.2020.5.15

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторе:

Бабич Николай Сергеевич (Россия, Москва) - Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник. Институт социологии ФНИСЦ РАН. Доцент кафедры социологии. РУДН. E-mail: sociolog@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8697-3038. Researcher ID: I-5630-2016

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: